Горячие новости

«Шагреневая кожа» общества потребления Рубрики: Среда обитания, Экспертное мнение

Скоро наступит такое время,
что все равно уже будет, кто победит;
Мир вступит в такое измерение
своего исторического бытия,
что эти старые категории
будут уже неприменимы.
(Н.А.Бердяев, 1918 г.)

Прошло уже два десятка лет, а мы нет-нет да мысленно вернемся в то время, когда внезапно выброшенные из привычного, пусть и не самого благополучного бытия оказались в совершенно непредсказуемом лихолетье 90-х. Пожалуй, это было самое запоминающееся время для всех, кто имел (не)счастье пережить те годы. Сейчас мы вновь пытаемся оценить прошлое и понять, чего же больше было в том времени – драмы, трагедии или фантастического абсурда.

ПРИШЁЛ, УВИДЕЛ, ПОТРЕБИЛ…

Одной из основополагающих потребностей человека является потребление. В СССР акцент на потребление товаров не делался, в соответствии с марксистской политэкономией предполагалось, что весь произведённый продукт будет потреблён. Цена на товар, грубо говоря, включала сырьё и затраченный труд, больше ничего. Но так было только в Советском Союзе. В мире, от которого нас отделяла до Хрущева сталинская броня, а после достаточно прочная идеологическая скорлупа, – всё давно уже было по-другому.

Слегка оправившись от ран Второй мировой войны, мир поспешил в новую эпоху, когда товар занял главенствующую позицию в «пищевой цепочке» экономики и превратился из объекта в субъект действа под названием Потребление. На эту захватывающую тему можно почитать специальную литературу, здесь же попытаемся рассмотреть непростые экономические процессы в свете влияния их на сознание людей и найти зависимости видимых социальных процессов от невидимых движений скрытого бессознательного. Поможет в этом системно-векторная психология Юрия Бурлана, которая объясняет парадоксы истории через очевидные системные построения.

Любая система одинаково работает на разных уровнях сложности. Аспектам психического в человеке соответствуют совершенно определенные отношения в паре, социуме, а также на уровне общественных формаций и менталитетов. Сегодня мы живём в кожную фазу развития общества, главными ценностями которой, как и для отдельно взятого человека с кожным вектором, являются польза и выгода. Рассмотрение именно кожной фазы представляется наиболее интересным с психоаналитической точки зрения не только потому, что она происходит здесь и сейчас, но и потому, что именно в этой фазе производство материальных благ (товаров) всё больше овладевает общественным сознанием и накладывает свой отпечаток на ценностные установки каждого человека.

obschestvo1

КОЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, МЕНТАЛИТЕТ

Чтобы было понятно, отчего нынешнее общественное устройство мы называем кожным,попробуем рассмотреть характеристики кожного вектора применительно к человеку и социуму в сравнении.

Итак. Кожный человек, гибкий, быстрый, обладающий высокой степенью адаптивности, видовая роль которого – добыча и экономия пищи, комплементарен кожной общественной формации, где скорость и гибкость в производстве и продажах являются основными условиями выживания в условиях конкуренции. Даже время в кожной фазе течёт иначе, чем в предшествующей ейанальной. Экономисты указывают на определенный показатель – сокращение цикла длинных волн Кондратьева с 70 до 35-40 лет (Овсянников А.А.) Здесь имеются в виду периодические циклы современной мировой экономики, при которых расширение производства сменяется кризисными явлениями, ведущими к перестройке общественных и экономических отношений.

Об отношениях со временем людей разных векторов можно прочесть здесь. От себя добавлю, что именно в современной нам кожной фазе развития общества выражение «время – деньги»приобрело прямое значение. Сейчас определённые часы (детище кожных изобретателей) не просто показывают время, это знак принадлежности к определённому кругу лиц. Не даром говорят: «Ролекс» не управляет миром, им управляют люди, которые носят «Ролекс». Часы становятся символом власти и притягательны так же, как власть. Ниже я ещё вернусь к этому удивительному свойству товара.

Своя рубаха ближе к телу, говорят (или как минимум думают) носители кожного вектора. Общество потребления выражает это постоянно усиливающимся отчуждением людей друг от друга. Индивидуализм становится во главу угла как залог успеха и продвижения. Будь лидером, стань успешнее, обгони, обведи, обыграй ближнего, и будет тебе счастье. Все эти требованиякожники выполняют с азартом, зачастую принося в жертву этой игре личную жизнь, отношения с близкими. Деньги = успех! Чуть зазевался, и впереди кто-то другой, тебе же остаётся довольствоваться скидочными коллекциями прошлого сезона.

obschestvo2

Рубаха секонд-хэнд не пристала кожнику, он стремится подтвердить свой рангсоответствующей одеждой. И обувью. И машиной. И домом… Гонка за соответствием заданномустандарту потребления не прекращается ни на минуту, чуть перестал шевелиться – и масло уже не сбить, утонешь в снятом молоке, никто не вспомнит, ведь кожное общество интересуется только тем, что актуально, модно, что делает новости, ведь только за свежий товар потребитель готов платить.

Дисциплинируйся сам и дисциплинируй других – для развитого кожника это не проблема. Ритм времени он чует кожей, успевая делать одновременно несколько дел, зачастую в ущерб качеству, но всегда с очевидной выгодой для себя. Если раньше в анальной фазе развития, к примеру, детская коляска могла служить десять и более лет, то сейчас её хватает едва на год, зато потребитель вынужден покупать новую, что весьма выгодно для производителя колясок.

В военное время кожные люди – лучшие воины. То, что происходит сейчас на рынке товаров и услуг можно без особого преувеличения назвать войной. Войнами конкурентоспособности охвачена не только сфера материального производства, но и наука, технологии, культура, идеалы и ценности. Идёт война за инвестиции, туристическую привлекательность, мировые ресурсы, рекламные бренды борются за место в сознании потребителя. Информационные войны за мировое общественное мнение становятся всё более ожесточёнными и изощрёнными, ведь от победы или поражения в них зависит сфера влияния, а значит новая прибыль.

Само тело человека становится ликвидным товаром в обществе всеобщего Потребления. Целая индустрия стоит на службе тела, культ тела доведен до фетиша, люди страхуют, продают и покупают тело и отдельные его части. Тело как актив и дополнительный шанс выиграть на рынке всеобщего обмена – прерогатива не только женщин, но и мужчин. То же мы видим в отношениях кожных пар. Кожные браки строятся на расчёте либо не заключаются вовсе. Зачем? Смена впечатлений, а значит и партнёров, очень важна для кожного либидо. Получается, и здесь востребовано только то, что актуально, молодо, и чем дальше – тем моложе. Потребительское отношение к любви выражается поиском новых и новых сексуальных контактов.

obschestvo3

ОТ РАЗУМНОГО ОГРАНИЧЕНИЯ К АБСУРДУ «НЕНАСЫТНОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ»

На физическом уровне кожа отделяет человека от окружающей среды, ограничивая собой человеческое тело, придаёт форму. То же видим мы и на уровне психическом: именно кожным вектором человек впервые отделил свое психическое от животного, регламентировал своё поведение, ограничив первичные позывы на секс и убийство.

Потребление внутрь имеет пределы, невозможно в ограниченный объём впихнуть неограниченное количество, как бы современное общество ни пыталось сделать это, искусственно создавая «ненасытного потребителя». Человечество вышло из управления голодом, и потребительские желания растут в геометрической прогрессии. Исполняясь, желание удваивается: купил «Жигули», порадовался, привык, захотел «Волгу» и т.д. Но и этого мало!

Нельзя не заметить, как потребление из способа поддержания жизни становится собственно жизнью. Сам человек обезличивается и обесценивается. Приобретает он лицо и цену вместе с приобретаемым им товаром. Стирается граница между товаром и человеком. Товар очеловечивается, человек становится товаром. Вопрос «сколько ты стоишь?» никого уже не удивляет, выражение «уметь себя продать» плотно вошло в обиход, человек покупает не машину, а статус, принадлежность к ездящим на автомобилях этой марки.

obschestvo4

Производители не только следуют за растущими желаниями потребителя, они создают новые, ранее невиданные потребности, стремятся сделать процесс потребления вечным и бесконечным. Противореча закону природы, по которому безгранична только отдача, современное общество демонстрирует растущий дисбаланс между отдачей и потреблением в пользу последнего. Это выражается системным кризисом экономики всех стран, но особо тяжко протекают эти процессы в России.

Мы часто спрашиваем себя, отчего реформы, списанные с Запада, на нашей почве обречены или превращаются в свою противоположность? Ответ очевиден – разница менталитетов. Менталитет стран Запада – кожный, он складывается кожным большинством и опирается на ценностикожного вектора. Российский менталитет – уретрально-мышечный. На том, как проявляет себя кожная фаза развития общества в нашей стране – России или бывшем СССР – остановимся подробнее в статье «Как нам не разрушить Россию, которую мы не потеряли».

Автор: Ирина Каминская, преподаватель
Статья написана по материалам тренингов по cистемно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Источник
«Шагреневая кожа» общества потребления
1 vote, 2.00 avg. rating (49% score)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *