Электроника завтрашнего дня: телевизоры, проекторы, домашние кинотеатры. Обзор 2018
Рубрики: Корпоративный блог , Среда обитания
Эксперт: Суханов Илья Аркадьевич, Руководитель лаборатории оценки потребительских свойств непродовольственных товаров
Про смартфоны речь шла в предыдущем блоге. Теперь остановимся на новинках в области техники для аудиовизуальных развлечений.
Телевизоры и проекторы
- Во-первых – тотальный переход на разрешение 4K (3840х2160 точек). Процесс этот начался не вчера, однако стандартом в массовом сегменте ТВ c экраном 40-50” оставался Full HD (1920х1080). Но ситуация переломилась: моделей 4K теперь большинство. Как только миграция будет завершена полностью, через паузу в несколько лет начнется волна 8K, и нам снова будут говорить насколько это круто, когда четкость изображения на уровне реальной картинки за окном. Хотя на телевизорах с экраном менее 50 дюймов уже сейчас не все отличают картинку Full HD от 4K с расстояния в пару метров. Но производители потребительской электроники и YouTube людям в этом «помогают», негласно (но ощутимо) занижая качество съемки Full HD в бытовых 4K-видеокамерах и качество отображения видео в разрешении Full HD соответственно, чтобы подчеркнуть преимущества 4K.
- Во-вторых — попытка переосмыслить формат телевизора как устройства. Корпорация Samsung предложила концепцию The Wall на базе модулей MicroLED. Это небольшие блоки, из которых можно создать «бесшовный» экран практически любого размера. Впрочем, до серийного применения изобретения еще пройдет какое-то время. А пока лидеры индустрии домашних телевизоров (это, прежде всего, южнокорейские Samsung и LG) старательно совершенствуют свои технологии производства дисплеев, все дальше уходя от классических «жидких кристаллов» в сторону ЖК-экранов с технологией так называемых квантовых точек — QLED (Samsung) и дисплеев на органических светодиодах – OLED (LG).
Наконец, модели становятся все тоньше. Речь уже не о сантиметрах, а о миллиметрах. Некоторые устройства в прямом смысле сливаются с обоями.
Но компания LG пошла другим путем и показала рабочий прототип телевизора, экран которого сворачиваются в рулон. Представьте, что на полу или тумбе находится брус длиной пару метров и толщиной с футбольный мяч. Нажатие кнопки – и из него автоматически выезжает огромный экран.
По конструкции чем-то напоминает экран проектора, но только никакого проектора не требуется, да и картинку можно смотреть при свете, как на обычном ТВ. Кроме того, экран может быть выдвинут частично для отображения сопутствующей информации, например, о погоде и финансах (фото ниже). Думается мне, что купить себе такой «рулонный» телевизор захотят многие, если корейцы не пожадничают с ценой. Другой вопрос, что стационарный телевизор бесит еще далеко не всех, так что покупателями новинки видятся любители «чистых» интерьеров, арендаторы съемного жилья, часто переезжающие, и владельцы всяческих кафе с трансформируемыми или многофункциональными залами.
Если же места для проектора в комнате нет, а огромная картинка с проекционным способом отображения нужна как воздух, то выручат проекторы нового типа, которые активно стали предлагать производители. В их числе – лазерный проектор Xiaomi Mi Laser Projector, который ставится на тумбочку под экраном с небольшим — 40-50 см — отступом от стены и «стреляет» на экран позади себя ярким световым потоком до 5000 люмен. Штука очень крутая, хотя ценник 130 000 рублей может отпугнуть.
Разумная альтернатива – LG PF1000U. Его фактическое разрешение такое же (Full HD), но заявленная яркость в 5 раз ниже: для получения насыщенного изображения смотреть кино придется строго в полной темноте и на экране до 80, максимум 100 дюймов. Зато цена в районе 80 000 рублей. Как мне кажется, подобные компактные проекторы имеют неплохие шансы на успех, ведь возиться с инсталляцией классического проектора хотят не все, а телевизор с экраном даже 75 дюймов обойдется заметно дороже, чего уж говорить про редкие 100-дюймовые модели.
Домашний кинотеатр (звук)
Речь идет о звуковой составляющей, то есть о технике для воспроизведения звукового сопровождения в домашнем кинотеатре. В сегменте классических систем технических революций не случилось, но производители прельщают покупателя поддержкой новых форматов многоканального звука, а именно Dolby Atmos и DTS:X.
В отличии от алгоритмов прошлого поколения, эти не просто позволяют воссоздать дома эффект окружения звуком как в большом кинозале, но и имеют зачатки искусственного интеллекта для гораздо более точной адаптации звуковой дорожки под используемое оборудование и помещение.
В идеальном домашнем кинотеатре нового поколения должно быть не менее 5 колонок вокруг слушателей, несколько на потолке, а также низкочастотные модули – сабвуферы. Зритель оказывается внутри полусферы, в которой звуки имеют не только горизонтальное, но и вертикальное позиционирование. То есть, киношный вертолет теперь пролетает не «через зрителя», а явственно над ним.
Но такую радость могут позволить себе только обладатели отдельных помещений, оборудованных под домашний кинотеатр. Для обителей стандартных квартир предлагаются более доступные по цене и способу установки системы с поддержкой Dolby Atmos и DTS:X. Физических колонок гораздо меньше, но есть специальные звуковые обработки, которые имитируют ту самую звуковую полусферу, создаваемую «настоящей» системой Dolby Atmos / DTS:X.
В ряде случаев получается неплохо, однако если у вас уже есть хороший домашний кинотеатр «старого» образца (5.1 или 7.1 для Dolby TrueHD / DTS-HD) то выбрасывать его я бы не торопился. А вот когда места для колонок нет вообще, то выручит саундбар – эдакое «бревнышко» под телевизором, внешняя колонка с имитацией объемного звучания.
По качеству звука даже простенький саундбар лучше динамиков телевизора, но гораздо хуже полноценного домашнего кинотеатра с отдельными колонками.
Саундбар, как вид кинотеатральной акустики, появился довольно давно. Однако последние пару лет производители стали все чаще применять сложные акустические схемы компоновки корпуса (обкатанные на портативной акустике) и компактные динамики с длинноходной подвижной системой, благодаря чему даже небольшие саундбары начали звучать вполне весомо.
Пусть мощность не поражает воображение, зато звук с заметным басом теперь можно получить от компактного спикера без использования внешнего сабвуфера. Один из самых ярких на сегодня примеров – Yamaha YAS-306, аппарат стоимостью около 35 000 рублей, который надо подключать к телевизору, спутниковому ресиверу или медиаплееру через S/PDIF. На выбор 5 режимов объемного звучания, но за отсутствие коммутации HDMI в 2018 году принято ставить жирный минус, а тканевую отделку придется чаще чистить от пыли. Хочется верить, что в следующей модели (вероятно, ее индекс будет YAS-307) добавят хотя бы HDMI и экранный интерфейс, потому что по качеству звучания хороша даже нынешняя модель.
Аналогов у этого аппарата немного, но они есть. А вот выбор моделей с отдельным сабвуфером в комплекте огромен, хотя цена приличной связки только стартует с отметки 40 000 рублей (и это, напомню, все еще «недокинотеатр»). Грустно и скучно? Скоро будет весело: на горизонте появились саундбары китайских марок! И некоторые из них звучат весьма недурно по меркам класса, удивляя ценником. Например, свежий Xiaomi Mi TV Speaker. Оснащение типовое: управление через приложение со смартфона, цифровой вход S/PDIF для подключения к ТВ. Конструктивно это пластиковое «бревно» длиной 83 см с тканевым грилем, двумя основными динамиками 6,3 см, двумя твитерами и 4 пассивными радиаторами (квадратные, на фото ниже). Суммарная мощность встроенного усилителя – около 10 «честных» ватт. Звук – не сенсация, но вполне приемлемо на фоне прочих «безсабвуферных» саундбаров, представленных на полках наших магазинов.
И вроде бы ничего выдающегося, за исключением ценника: менее 4000 рублей по нынешнему курсу! Это не опечатка. Пускай для конечного потребителя в России итоговая цена будет хоть 6000 рублей, ведь даже при таком раскладе гигант Xiaomi (а за ним последуют и менее крупные вендоры) бросает не просто вызов, а большой булыжник в тихое комфортное озеро именитых японских, корейских и американских производителей, привыкших продавать свою «пластмассу» по 25-40 тысяч. Понятно, что значительная часть от цены любого брендового изделия – это сборы за лицензии Dolby и DTS, налоги, расходы по доставке товара и содержанию офиса, реклама, оформление стерндов в магазинах, участие в выставках и т.д. И также понятно, что тот же Xiaomi Mi TV Speaker – это еще не привычный саундбар, а просто активная стереоколонка в помощь телевизионным динамикам, потому что тут нет декодеров многоканального звука DD/DTS. Даже через S/PDIF может подаваться только стереозвук. Но цена спишет многое. Найдется огромное количество покупателей, которые с легкостью откажутся от имитации окружающего звучания, если это позволит в разы снизить цену при сохранении качества звука на том же уровне. А это значит, что вскоре нас ожидает рождение целого класса бюджетных саундбаров. Честнее сказать – внешних активных спикеров «а-ля саундбар». Если, конечно, именитые производители не сдадутся без боя и не уйдут в «еще более премиум», отдав сегмент на откуп китайцам, как это уже происходит со смартфонами.
Подводим итоги
- В случае с телевизорами и проекторами прогресс есть, он ежегодный, но в час по чайной ложке. Поэтому если вы собрались купить крутой телевизор, берите смело сейчас, и можно прошлогоднюю модель – получится выгоднее всего. И лучше из середины модельного ряда: там будет все самое нужное (для ТВ 4K это, например, поддержка HDR и контента до 60к/с по HDMI), но при этом не придется тратиться на имиджевые и практически бесполезные в реальной жизни функции. Что касается размера, то есть простая «кинотеатральная» формула, применимая для большинства покупателей: диагональ экрана должна составлять не менее 50% от дистанции между зрителем и ТВ. То есть если вы собираетесь сидеть от телевизора в 3 метрах, то берите себе аппарат c экраном 50, а лучше 65 дюймов. Или проектор с экраном 80 дюймов. Более крупный экран для 3-метровой дистанции ставить не советую, поскольку информацию на периферии кадра считывать будет сложно, несмотря на полный эффект погружения в происходящее. А по разрешению совет простой: за 4K имеет смысл гнаться только если у вас отличное зрение, а экран крупнее 50”. И само собой, вам потребуется также контент в 4K. По счастью, сейчас его уже немало.
- Звук: акустическая обработка помещения играет решающее значение. Чем меньше комната, тем дороже она будет стоить и тем больше съедят рассеивающие и поглощающие материалы полезного пространства. Но без этой меры даже крутой комплект из целого шкафа с оборудованием и дюжины колонок будет отрабатывать далеко не «все деньги», даже голова может болеть от постоянной реверберации. Поэтому при расчете бюджета на домашний кинотеатр подумайте про обработку помещения. С ней даже вдвое более дешевая техника может звучать лучше дорогой, но установленной в комнате с голыми стенами. А для небольшой комнаты можно смело брать один только саундбар – приличный, разумеется. Его звукового потенциала будет достаточно для повышения градуса эмоциональности про просмотре, а места он почти не занимает. И все же это вариант только для кино, только в небольших (до 20 кв.м.) помещениях и только если зрителей 2-3 и они сидят строго перед экраном, то есть на его оптической оси. Во всех остальных случаях я двумя руками за компонентный домашний кинотеатр, состоящий из AV-ресивера, раздельных колонок и сабвуфера, может двух. Но – только после акустической обработки помещения.
- Все эти рекомендации даны с расчетом на возможную покупку техники, потому что ждать осени или следующего года я не предлагаю: ничего революционного или хотя бы «на ступеньку выше за ту же цену» не ожидается. Но хочется верить, что ассортимент качественных и сравнительно доступных саундбаров расширится. Это важно, поскольку найти толковый вариант среди компонентной техники и акустики сегодня не проблема, а вот среди всего формального многообразия активных саундбаров есть лишь десяток моделей, от звучания которых не тошнит, из них лишь 3-4 можно искренне советовать друзьям. Тем временем, размеры комнат и зарплаты многих наших сограждан толкают их как раз к саундбарам. И пластиковым комплектам «в одной коробке», которые в моем понимании – ни рыба ни мясо. То есть они крупнее и дороже саундбаров, но по-прежнему посредственны в кинотеатральном амплуа и бездарны в музыкальном. Да, они звучат лучше саундбаров, но не настолько, насколько хуже оных в плане просторы размещения и стоимости. Средняя цена такого «однокоробочного» комплекта 45-60 тысяч рублей, тогда как компонентная техника, звучащая заметно лучше, обойдется от 100 тысяч за комплект. Разница не запредельная. Приличный саундбар, напомню, обойдется в 30-40 тысяч.
Напоследок хочется выразить надежду, что появление бюджетных китайских саундбаров расшевелит этот сегмент. И в итоге либо известные марки расширят каталоги за счет более доступных моделей, либо появится достаточный ассортимент продукции новых марок. Можно предположить, что заметные изменения произойдут уже в ближайшие 1-2 года.
Мнение авторов Сообщества может не совпадать с официальной позицией организации «Росконтроль».
Этот сегмент уже не первый год «щупает» пути развития, однако многие технологии, некогда преподносимые нам как революционные, сегодня никому не нужны.
Взять, хотя бы, 3D-видео. Этой фишки уже нет в большом количестве новых телевизоров, а скоро про нее забудут вовсе. Как говорится, не пошло.
Функциональность, связанная с доступом в Интернет и известная как Smart TV, неплохо развилась в предыдущие годы и продолжает набирать силу. А весьма продвинутые встроенные в телевизоры проигрыватели файлов и сетевых потоков фактически убили рынок дискретных медиаплееров.
Но еще приятнее, что цены на этом фоне лишь снижаются! Например, достойно оснащенный телевизор с экраном 50” (127 см) от авторитетного производителя, вроде LG или Samsung, вполне реально купить в пределах 42 000 рублей. А уж массовые модели 32”-40” предлагаются и вовсе по цене смартфона среднего класса, то есть за 16-25 тысяч. Почему? Рынок насыщен, прорывных инноваций нет. Впрочем, производители все же пытаются подогреть интерес к телевизорам, для чего выбраны два перспективных направления.