Уловки на упаковке: какие надписи нам лгут
Рубрики: Корпоративный блог , Среда обитания
В борьбе за покупателя производители продуктов питания идут на самые разные хитрости: делают яркую упаковку, создают вызывающую рекламу, заявляют о невиданных свойствах продукции. В общем, стараются ввести в заблуждение и любым способом спровоцировать на покупку. В этом материале, открывающем цикл статей «за честную упаковку», мы расскажем о самых частых заявлениях на упаковке, которые вводят в заблуждение и провоцируют на покупку. Список будет дополняться.
Живой
Что не так
Термин «живой» не закреплён в нормативных документах для пищевой продукции, действующих в России. Этим пользуются производители и называют «живым» всё что угодно — овощи, фрукты, напитки. Но чаще всего эта надпись встречается на этикетках пива и кваса. Чтобы называть продукт «живым», производители обычно идут на уловку, включая это слово в название — по закону так можно, если оно не заявляет несуществующее свойство продукта. Грубо говоря, можно назвать продукт «Живое молоко» и никак это не доказывать, потому что с точки зрения законодательства «живое» и — это не свойство, а всего-навсего прилагательное. Но нельзя называть продукт, скажем, «Обезжиренный йогурт» и при этом не соответствовать названному, так как «обезжиренный» — это свойство (такой продукт должен содержать не более 0,5 г жира на 100 граммов; это закреплено в нормативных актах). Нередки примеры, когда, например, пиво, называют «живым», а на оборотной стороне этикетки ясно следует, что оно пастеризованное.
Куда смотреть
Читайте оборотную сторону этикетки. На ней будет написано полное название продукта и, скорее всего, в него будет включено слово «живой». Что-нибудь типа «Пиво Афанасьефское светлое живое». Таким образом слово «живое» входит в состав названия и не нарушает законодательства. С такого продукта и взятки гладки. Как бы то ни было, такая надпись не означает наличия каких-либо особенных свойств у продукта. Это маркетинговая уловка, которая склоняет к покупке именно этого товара, ничего, по сути, не обещая. В общем, не стоит при покупке любых продуктов ориентироваться на эту надпись. Скорее, наоборот — она должна насторожить.
Органический
Что не так
Прежде всего надо определиться с термином. Органический пищевой продукт, согласно ГОСТу, — тот, который сделан из сырья растительного или животного происхождения, выращенного в зонах органического производства. Главная особенность зоны органического производства в том, что оно — производство — не должно вредить экологии и здоровью человека на всех этапах производства. В нормативных актах об этом не сообщается, но в целом можно говорить, что условия получения сырья на таких производствах близки к естественным. Органическая продукция получена без применения пестицидов, химических удобрений, антибиотиков, стимуляторов роста животных и других «ускорителей роста».
Чтобы называться «органическим», продукт должен соответствовать ГОСТ 56508/2015, если он произведён в России. Для импортных товаров существует надпись Organic, законность нанесения которой можно отследить, например, по наличию одного из этих логотипов.
Такие логотипы или просто надпись «Органический» можно наносить на этикетку, но если этому есть доказательные документы. Другое дело, насколько честен будет изготовитель — покупателю затруднительно проверить, существуют ли такие документы в действительности.
Куда смотреть
Изучите сайт производителя, бренда, торговой марки. Если продукция действительно органического происхождения, то можно без труда найти один или несколько сертификатов, которые это подтверждают. Также, пусть и с осторожностью, но можно положиться на входной контроль крупных торговых сетей. Согласно их регламенту, чтобы попасть на прилавок, производитель должен документально подтвердить правдивость этикетки своего продукта.
Диетический
Что не так
Это слово на упаковке, пожалуй, должно насторожить. Термин «диета» определяется как «правила употребления пищи исходя из её состава и свойств». Таким образом, «диетическим» может быть практически любой продукт, в зависимости от целей, которые преследует человек при соблюдении того или иного режима питания. Производители же, как правило, взывают к ассоциации с диетой для похудения.
На самом деле диетические продукты, предназначенные для людей с определенными заболеваниями и которым следует придерживаться режима питания, должны соответствовать регламенту Таможенного союза и строгим правилам маркировки. В супермаркетах их обычно не ставят на одну полку с повседневными продуктами. Если на продукте написано «диетический», а также производные от него, внимательно изучите оборотную сторону упаковки.
Куда смотреть
Маркировка диетических продуктов включает следующую дополнительную информацию:
- состав по убыванию количества ингредиентов;
- назначение и условия применения;
- сведения о пищевой ценности (содержание белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов), процентное содержание от суточной потребности;
- способы и условия приготовления готовых блюд, если это концентрат или полуфабрикат;
- условия хранения;
- противопоказания.
Иными словами, при покупке настоящего диетического продукта, потребитель должен иметь возможность чётко понять, подходит ли этот продукт для его режима питания, как и в каком количестве его нужно принимать и какой эффект может быть достигнут. Практически, как на лекарствах.
В продуктах, которые вызывают ассоциацию с диетой для похудения, слово «диетический» обычно в полной мере обычно отсутствует — чревато санкциями со стороны торговых сетей и контролирующих органов. Зато вовсю используются его производные, англицизмы от него или слова из, скажем так, ассоциативного ряда — ДиетПродукт, Dietic, Fitness, Fit, FitDiet и тому подобное. Если вы видите нечто такое на упаковке, скорее всего вас вводят в заблуждение.
Фермерский
Что не так
«Фермерский продукт» – такая же бессмысленная формулировка, как и «живой». Фермами владеют крупные агрохолдинги и небольшие предприятия индивидуальных предпринимателей – и каждый из них может заявлять, что он производит фермерский продукт. Но если эта надпись и может что-то означать, то только место происхождения сырья. Кроме того, производитель может быть только переработчиком и, не владея никакими фермами, всё равно называть свой продукт именно так. Увы, таков закон.
Куда смотреть
Никуда. Наличие этого слова ровным счётом ничего не означает и ничего не сообщает покупателю. Так сложилось, что покупатель охотнее берёт с полки продукт именно с этой надписью, поэтому рекламисты и маркетологи этим пользуются. Если речь идёт о покупке молочной продукции, то лучше ознакомьтесь с результатами нашего исследования и впредь выбирайте исходя из параметров качества, а не сомнительных заявлений.
Без ГМО
Что не так
В России в принципе сложно найти генно-модифицированные продукты. Их производство запрещено законодательно с 4 июля 2016 года, а продажа затруднена. За всю историю исследований продуктов питания лаборатории Роскачества ни разу не обнаружили ГМО. Более того, согласно нормам Таможенного союза, если даже один компонент продукта содержит хотя бы 0,9% ГМО, то на видном месте этикетки должна стоять соответствующая надпись.
А вот информация «Без ГМО» и аналогичная ей должна быть подтверждена документально. По тем же нормам, производитель должен иметь доказательства того, что его продукция и компоненты не имеют ГМО. Такие доказательства должны храниться в компании и предъявляться во время инспекций.
Куда смотреть
Скорее всего, продукты питания, которые вы покупаете, не содержат ГМО, даже если на их этикетку не нанесена соответствующая надпись. Особенно, если эти продукты производятся в России. Если речь идёт об импортном продукте, то внимательно почитайте информацию о составе. Если там ничего не сказано про ГМО, значит всё в порядке.