Для чего нужны витаминизированные продукты?
Рубрики: Досье , Корпоративный блог , Мнение , Статьи , Экспертное мнение
Термин «витаминизированные продукты» слышали, вероятно, многие, но далеко не все знают, что это такое, где их искать, и зачем они вообще нужны. Между тем, проблема это как нельзя более актуальная, и вот почему.
Эксперт: Мосов Андрей Владимирович, Руководитель аналитического бюро экспертного центра Союза потребителей
- За последние несколько десятилетий потребность большинства людей в энергии (и, соответственно, в общем количестве пищи) существенно снизилась, а потребность в витаминах практически не изменилась. Современный человек не способен съесть столько, чтобы получить все необходимые пищевые вещества из еды.
- Еще одна причина — это пониженное содержание витаминов в современных продуктах, обусловленное использованием более эффективных технологий выращивания и переработки продовольствия.
Современные технологии делают продукты менее полезными, но они же и в состоянии возместить ущерб. Сегодня учеными в деталях продумана стратегия преодоления дефицита витаминов, которая предполагает обогащение ими основных пищевых продуктов. Это одно из главных направлений государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года, утвержденной Правительством РФ.
Стратегия витаминизации предусматривает обогащение продуктов, которые изо дня в день используются в питании населения в достаточных и более-менее определенных количествах. В первую очередь, подлежат обогащению такие базовые товары продовольственной корзины, как хлеб, мука и молоко. Но, если обогащенное молоко еще можно найти в большом гипермаркете (одно-два наименования из десятков марок и разновидностей продукции, представленных на полках), то витаминизированный хлеб днем с огнем не сыщешь.
Как происходит витаминизация?
Сами премиксы (смеси витаминов, предназначенные для использования в пищевой промышленности) сегодня выпускаются многими отечественными предприятиями. А вот отечественное производство самих витаминов сегодня практически не сохранилось — их чаще закупают за рубежом. Дозировка обычно уже рассчитана производителем премикса, и для того, кто планирует их использовать, никакие расчеты не требуются. Зависит дозировка от потребности взрослого человека в каждом витамине, входящем в премикс, с учетом размера стандартной порции продукта. Если продукт предназначен для детей, то расчеты проводятся исходя из потребности детей в соответствующих витаминах. С точки зрения технологического процесса, никакой сложности в витаминизации для изготовителя тоже нет.
Источником витамина продукт считается, если его содержание — не менее 15% от средней суточной потребности человека в этом витамине на 100 граммов твердых продуктов или 7,5% на 100 мл жидких.
Почему их не продают? Потому что не покупают!
Почему же обогащенные продукты так сложно купить? Да потому что на них нет спроса, а нет спроса, значит — нет и предложения. Замкнутый круг.
В основном обогащенная продукция представлена на полках магазинах эксклюзивными и весьма дорогими товарами не для массового потребителя. Это, главным образом, различные фитнес-продукты, спортивное питание и БАДы, которые покупает очень ограниченный круг людей. Отсюда вытекает и сравнительно высокая цена на обогащенную продукцию. Само по себе обогащение массовых продуктов витаминными премиксами стоит буквально копейки (в расчете на одну порцию продукта — около 20-30 копеек). Но в ценообразовании здесь решающую роль играет необходимость соответствующего маркетингового позиционирования и издержки, связанные с тем, что такой продукции непросто найти своего потребителя.
К сожалению, спрос на обогащенные продукты у населения практически не сформирован. Большинство людей просто не знает о существовании проблемы дефицита витаминов, а многие к тому же настороженно относятся к добавленным в пищу витаминам, считая их вредной “химией”. Так, несколько лет назад предпринимались попытки внедрить в рационы питания московских дошкольников и школьников разнообразные обогащенные витаминами продукты. Концепция обогащения была разработана ведущими отечественными учеными, и, казалось бы, успех был близок. Ожидалось реальное улучшение здоровья детей, снижение заболеваемости и рост успеваемости обучающихся. Однако эта инициатива была крайне негативно воспринята и родителями, и педагогами, и даже медицинскими работниками. В результате, обогащенные витаминами продукты практически ушли из системы организованного питания в образовательных учреждениях. И это лишь один из примеров.
И, тем не менее, за обогащенными продуктами — будущее. Все больше и больше потребителей начинают осознавать необходимость того, чтобы их рацион питания соответствовал физиологическим потребностям в пищевых веществах, в том числе витаминах. Вслед за этим начинает расти спрос на обогащенные пищевые продукты, производители которых, в свою очередь, должны понять, что именно востребовано потребителями, и своевременно предложить это рынку. С другой стороны, они не должны упускать возможность активно повлиять на спрос, объяснив в своей рекламе потребителям зачем им нужна обогащенная продукция.
Источник Росконтроль.РФ