Потребительская дегустация сосисок «Молочные» прошла в Госалкогольинспекции Республики Татарстан 7 июня 2019 года
Рубрики: Корпоративный блог , Новости , Экспертиза
10.06.2019
Почему именно сосиски? В нашей стремительной и суетливой жизни наличие свободного времени стало одной из основных ценностей и сосиски – отличное решение для современного человека.
Мясо и мясопродукты традиционно занимают одно из ведущих мест в рационе наших граждан. Связано это в первую очередь с привычками потребления россиян.
Годовое потребление мяса и мясопродуктов в Республике Татарстан, по данным статистики, составляет порядка 65-70 кг на душу населения, из которых 30 кг (43%) приходится на колбасные изделия.
На республиканском колбасном рынке помимо местных действуют поставщики из Саратовской, Самарской, Московской, Белгородской, Псковской, Нижегородской, Пензенской, Ленинградской областей, Республик Марий Эл, Башкортостан, Чувашия, Мордовия и других регионов России.
Из количества респондентов, приобретающих колбасу, наибольшее количество – 30% предпочитают вареные колбасы, 18% – сосиски и сардельки, 22% – сырокопченые, варено-копченые и полукопченые колбасы предпочитают по 15% опрошенных. Следует отметить, что в районах, где преобладает татароязычное население, многие покупатели предпочитают колбасную продукцию под маркой «Халяль», а также мясопродуктам без жира, без свинины.
Как показали результаты опроса, среди критериев, определяющих выбор колбасных изделий потребителями, независимо от их возраста ключевыми являются качество и стоимость продукции – так ответили соответственно 38% и 30% опрошенных. Далее по значимости следуют вкус и известность марки и производителя – на них в первую очередь ориентируются 11% и 8% респондентов. В целом потребители предпочитают покупать колбасные изделия тех производителей, которые пользуются у них наибольшей известностью, доля случайных покупок невелика.
На прилавках магазинов представлена разнообразная продукция, выработанная как по ГОСТ, так и по всевозможным техническим условиям.
Для оценки потребительских свойств были выбраны сосиски «Молочные», наиболее представленные и популярные на рынке, эти сосиски выработаны в соответствии с требованиями ГОСТ, состав их жестко регламентирован. В составе сосисок «Молочные» должны быть указаны по убыванию их содержания следующие ингредиенты: свинина, говядина, вода, яйца куриные (или меланж яичный), молоко коровье сухое цельное или обезжиренное, соль поваренная пищевая, сахар-песок, пряности (перец черный, перец душистый, орех мускатный или кардамон).
Так же как и во всех вареных колбасных изделиях, выпускаемых по ГОСТ, в составе сосисок «Молочные» должны быть в обязательном порядке фиксатор окраски (нитрит натрия) Е250 и антиокислитель (аскорбиновая кислота или аскорбат натрия) Е300 или Е301. Без этих пищевых добавок сосиски небезопасны!
Сосиски «Молочные», как и большинство вареных колбасных изделий, предприятия вырабатывают в различных оболочках, главным образом в натуральных (кишечных), искусственных белковых (коллагеновых, наиболее близких по своим свойствам к кишечным) и искусственных полимерных (пластиковых). Последние могут быть проницаемыми и непроницаемыми.
Самые вкусные сосиски – в натуральной оболочке, в тонкой бараньей череве. Диаметр сосиски в ней около 14 мм. При таком диаметре сосиски имеют хорошо выраженный «кнак» – так передают в Германии звук при надкусывании сосиски.
Цены на сосиски «Молочные», закупленные для дегустации, находились в диапазоне 215 – 520 руб. за кг (на стоимость повлияла оболочка).
Все образцы, представленные на дегустации, закуплены комиссионно в торговых объектах города Казани.
Для сравнительных потребительских испытаний в нескольких торговых предприятиях г.Казани было отобрано 24 наименований сосисок, выработанных по ГОСТ, все относятся к категории «Б» – то есть мышечного волокна в них должно быть 60-80 %, классических наименований: «Молочные», «Сливочные», «Говяжьи» и направлены для прохождения испытаний в аккредитованную лабораторию ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ». Результаты лабораторных исследований оказались не очень утешительными: в половине образцов сосисок были выявлены отклонения, связанные с несоответствием указанному на этикетке и требованиям нормативной документации по составу и физико-химические пороки. Уже традиционным этапом для изделий, полученных из мяса, становится гистологическое исследование, то есть определение состава продукта. В очень упрощенном варианте суть его состоит в том, что от продукта отрезается тоненький кусочек и после ряда операций рассматривается под микроскопом. Естественно, что все это производится на специальном оборудовании и квалифицированными сотрудниками лаборатории. Под таким “пристальным” взглядом различные компоненты фарша выглядят по-разному, что и позволяет сделать вывод о составе. В большинстве случаев в сосисках определялись вполне свойственные продукту составляющие, но в ряде образцов было выявлено наличие соевого белка, крахмала, других растительных компонентов, не заявленных на этикетке. Установлено также несоответствие по массовой доле жира и белка, пищевой энергетической ценности. Кроме того, следует отметить, что в ряде исследованных образцов были выявлены предельные значения по белку, пищевой соли. В итоге непосредственно для дегустации было отобрано 11 наименований сосисок «Молочные» – в которых либо не выявлено отклонений, либо эти отклонения являются минимальными и не представляют опасности для здоровья. По результатам лабораторных исследований был составлен предварительный рейтинг по показателям качества и безопасности, который был учтен при выведении общего итогового места.
Продукцию оценивала компетентная комиссия, состоящая из экспертов мясной отрасли, технологов мясоперерабатывающей отрасли, руководителей пищевых лабораторий, товароведов. Критериями оценки были: вкус и запах, консистенция, вид на разрезе и цвет. Хорошие сосиски должны иметь нежную консистенцию, цвет фарша должен быть розовым или светло-розовым, фарш – однородным, равномерно перемешанным. Вкус и аромат – свойственными сосискам «Молочные», с оттенком молока, с нотой черного и душистого перца, мускатного ореха и/или кардамона, без посторонних привкусов и запахов. Вкус продукта – в меру соленый.
В итоге места распределились следующим образом:
Место | Изготовитель |
1 | ООО “РМ АГРО”. Юр. адрес: Республика Татарстан, г. Елабуга. Адрес производства: Республика Татарстан, г. Мамадыш (ТМ “РМ”) |
2 | ООО “ПК Фабрика качества”, Россия, Самарская область, г.Тольятти |
3 | ОАО “ОМПК”, Россия, г. Москва (ТМ “N”), Останкино. |
4 | ООО “Мясокомбинат МИТЭК”, Россия, Саратовская область, г.Энгельс (ТМ “Шнеллер”) |
5 | ООО “Дымовское колбасное производство”. Россия, г. Москва (ТМ”Дымов”) |
6 | ООО “Стара-Загорский МК”, Россия, г. Самара, пос. Козелки (ТМ”Козелки”) |
7 | ООО “МПК “Атяшевский”. Юр.адрес: Республика Мордовия, Атяшевский район, р.п.Атяшево. Адрес производства: Республика Мордовия, Торбеевский район, р.п. Торбеево (ТМ “Атяшево”) |
8 | ООО “Мясокомбинат “Павловская Слобода”, Московская область, Истринский район, с. Павловская Слобода (ТМ “ВЕЛКОМ”) |
9 | ЗАО “Йошкар-Олинский мясокомбинат”, Республика Марий Эл, г.Йошкар-Ола” (ТМ “Йола”) |
10 | ООО “Челны-мясо”, Республика Татарстан, Тукаевский район, п.Комсомолец |
11 | ОАО “Великолукский мясокомбинат”, Россия, Псковская область, г.Великие Луки |