Как шампанское стало новогодним напитком?
Рубрики: Корпоративный блог , Среда обитания
В Новый год едва ли не каждая семья в России украшает стол бутылкой шампанского. Но как родилась эта традиция и при каких обстоятельствах элитный заграничный напиток стал для полуголодной советской России товаром массового потребления?
Об этом Роскачеству рассказал писатель, историк русской кухни Павел Сюткин:
– Никакого особенного «новогоднего» напитка на русском столе до XIX века не было. Так же, впрочем, как и «рождественского». Просто на стол ставилось все лучшее, что есть в доме. Совсем давно (до XVI века) эту роль играли ставленые меды, пиво. Позже, с появлением дистиллятов, – самогон, наливки, настойки. Понятно, что стол этот был сословным. И в своем изящном воплощении включал в себя заграничные вина – мальвазию, рейнское, фряжское и т. п.
Первое подобие игристых вин появляется у нас еще в конце XVII века. На Кубани, в станицах Цимлянская и Кумшацкая, традиционно получались такие «газированные» естественным образом хмельные напитки. Известны воспоминания о том, что это было любимое вино атамана Матвея Ивановича Платова. И в кампанию 1812 года он непременно возил его с собой в нескольких бочонках. Было время, в России действительно возлагались надежды на донское виноградарство и казацкое виноделие. И в цимлянском вине пытались разглядеть настоящее «русское шампанское». Впервые задумался об этом Петр I. Предание гласит, что, проплывая от Воронежа к Азову на кораблях новой флотилии, не раз он останавливался на нижнем Дону. И подметил, что местная почва очень подходит для виноделия. Петр выписал из Франции садоводов и закупил там виноградные лозы. Они были посажены близ селения Цымла, хорошо принялись и дали неплохой урожай. Первыми опытами донского виноделия Петр оказался доволен. И после поездки по Европе, когда он, посетив Париж и Дом инвалидов, вернувшись в Россию, послал французским ветеранам несколько бочек своего, донского вина.
Но, конечно, всерьез эти опыты вряд ли кто-то рассматривал тогда. Еще в 1780 году винодел Филипп Клико отправил на пробу в российскую столицу небольшую партию своего вина. Увы, из-за последовавших в начале века наполеоновских войн «винные» отношения России и Франции возобновились лишь в 1814 году. Именно тогда Дом Клико (переименованный уже во «Вдову Клико») и начал экспансию в Россию. Молодая вдова Барб-Николь Клико-Понсардэн, благодаря своей предприимчивости и деловым талантам, добилась очень важного результата: шампанское стало модным напитком. А в России (ставшей приоритетным направлением его экспорта) превратилось в культовый символ достатка и светской жизни. Объемы продаж в нашей стране действительно были впечатляющими. Так, в 1825 году, к примеру, «Вдова Клико» продала в России 252 452 бутылки шампанского. Это составляло почти 90 % всего ее производства. Проспер Мериме писал: «Вдова Клико напоила Россию».
Профессиональная же история русского шампанского начинается в самом конце XVIII века. В 1799 году в крымском Судаке, в доме академика П. С. Палласа, были проведены первые опыты по производству шампанских вин. А благодаря деятельности графа М. С. Воронцова в 1840-х годах и особенно князя Л. С. Голицына в начале XX века, российское шампанское становится знакомым широкому потребителю.
В 1930-е годы усилиями нашего ученого Антона Фролова-Багреева было создано демократичное «Советское шампанское». Производимое в непрерывном потоке в специальных емкостях, акратофорах, оно должно было заменить довольно дорогой напиток, получаемый до революции традиционным способом. Символ прожигателей жизни – дворян, купцов да биржевых маклеров в царской России – должен был превратиться в мощный пропагандистский козырь. Видите, мол, у нас в СССР каждый рабочий может позволить себе шампанское. В принципе это удалось. И «Советское шампанское» (весьма, кстати, неплохое тогда для своего класса массовых вин) действительно стало массовым и любимым.
Возникла даже всеобщая традиция встречать Новый год именно с бокалом этого игристого вина. Другое дело, что к 1980-м годам шампанское разделило судьбу социализма в СССР. Качество его упало ниже всяких границ. Отчетливый запах и вкус яблок наводил покупателей на простую мысль о том, что виноград стал в нем лишь побочным ингредиентом.
Стыдно вспоминать, но в начале 1990-х годов множество россиян без всякого сожаления променяли его на польский эрзац в виде подкрашенной газированной воды с добавкой спирта и подсластителей. Потом уже пришли более качественные французские и итальянские игристые вина и аутентичное шампанское. А старый бренд «Советское» стал нишевым малобюджетным продуктом.
В нашем восприятии этого напитка переплетаются советские стереотипы и новый опыт, полученный в последние 20 лет. Да, шампанское остается праздничным напитком, без которого не обходится ни один день рождения, Новый год или 8 Марта. С другой стороны, изменились вкусы. Так, при СССР самым желанным было сладкое или полусладкое шампанское. Именно его доставали в очередях и продуктовых заказах. В этом, в сахаре, был, кстати, залог успеха всяких подделок под шампанское в первые годы после перестройки. Уже в конце 90-х годов вкусы изменились. И французский, итальянский брют обрел у нас популярность.
Подробнее о том, какое шампанское стоит закупить к новогоднему столу, а от какого лучше воздержаться – читайте ЗДЕСЬ.