Президент РТ: «Наша задача – обеспечение качественного образования по всей республике»
Рубрики: Корпоративный блог , Слайдер
Обеспечение качественного образования для учащихся по всей республике – основная задача общего среднего образования в Татарстане на ближайшую перспективу. Об этом заявил сегодня Президент РТ Рустам Минниханов на заседании Совета безопасности Татарстана «О совершенствовании системы общего образования в Республике Татарстан». В заседании также приняли участие Государственный Советник Республики Татарстан Минтимер Шаймиев, Председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин, постоянные члены Совета безопасности республики, руководители министерств и ведомств, главы муниципалитетов, ректоры вузов, начальники отделов образования муниципальных образований республики.
«Наша главная цель – подготовить будущее поколение к самостоятельной и созидательной жизни, – заявил Президент Татарстана, открывая заседание. – Совсем скоро сегодняшние выпускники будут принимать решения по дальнейшему развитию нашей республики. Особая роль в формировании личности отводится школе и учителям. В последние годы в республике проводится большая работа по модернизации системы общего образования, реализуется программа капитального ремонта школ, строятся детские сады, успешно осуществляются мероприятия Стратегии развития образования».
По словам Рустама Минниханова, это дает определенные результаты – Татарстан многие годы подряд является лидером в ПФО по результативности участия команд школьников во всероссийской олимпиаде, средний показатель ЕГЭ по абсолютному большинству предметов выше аналогичных показателей в среднем по стране, но не столь значительно, как бы хотелось.
«На нынешнем этапе нам необходимо проанализировать сложившуюся ситуацию в сфере образования, определить проблемные вопросы, выявить их причины и обозначить приоритеты нашей совместной работы», – сказал Президент Татарстана.
«Наша главная задача – обеспечение доступности качественного образования в любой точке республики и конкурентоспособности наших выпускников, – подчеркнул Рустам Минниханов. – При этом наши дальнейшие шаги должны опираться на решение насущных и перспективных задач на высокопрофессиональной основе».
Педагоги и управленцы в системе образования, по словам Президента РТ, должны быть профессионалами своего дела, а это в свою очередь требует соответствующего уровня работы Министерства образования и подразделений в муниципалитетах.
Остается нерешенным вопрос профориентации выпускников – в этом направлении Министерство образования и науки, по мнению Р.Минниханова, пока не сработало должны образом. Весь период обучения школьника, по словам Президента Татарстана, должен быть ориентирован на развитие будущего выпускника, способность определиться со своей будущей профессией.
«Не секрет, что сфера образования у нас – номер один по количеству средств, которые мы расходуем из бюджета, – констатировал Рустам Минниханов. – За последние годы мы серьезно нарастили расходы и по материально-технической базе, и по мероприятиям Стратегии, и по фонду оплаты труда, но значительного улучшения качества образования мы не видим».
«Весь вопрос не в инфраструктуре, которую мы создаем, а в людях, которые там работают, – считает Президент Татарстана. – У нас есть яркие примеры, когда разница результатов ЕГЭ между 10 школами-лидерами и 10 худшими школами составила в 2014 году почти 32 балла по русскому языку и почти 40 баллов – по математике. А ведь мы используем нормативное финансирование, и особой разницы нет. Более того, в сельской местности мы тратим даже больше денег, чем в городах, а результат какой?»
Рустам Минниханов также призвал серьезно пересмотреть работу методических кабинетов, обратить внимание на качество работы районных отделов образования.
С основным докладом выступил вице-премьер – министр образования и науки РТ Энгель Фаттахов. Он отметил значительные инвестиции в сферу образования республики в последние годы – это и информатизация школ, и оборудование предметных кабинетов, и капитальный ремонт. «За последние 3 года произошло двукратное увеличение заработной платы учителей и директоров школ», – напомнил министр.
Республиканские показатели по ЕГЭ неплохие, но не лидирующие. В среднем они на 3,2 балла выше, чем среднероссийские, что, по мнению Энгеля Фаттахова, не соответствует вкладываемым средствам. При этом велик разрыв между лучшими и худшими школами. Большое количество учеников сдает ЕГЭ по математике не выше, чем на 40 баллов – средний балл оказывается высокий лишь за счёт «стобалльников».
При этом министр сообщил, что в ряде районов республики более 30% претендентов на медаль на ЕГЭ не набрали и 50 баллов. А в Верхнеуслонском районе не добрались до 50 баллов абсолютно все 100% претендентов на медаль.
Энгель Фаттахов обратил внимание на отсутствие эффективной системы методической поддержки в муниципальных районах. Зарплата методиста сегодня уступает заработной плате учителя.
В Татарстане, по данным министра, 1403 школы, из которых 244 малокомплектные. В ряде районов малокомплектных школ больше половины. При этом выпускники малокомплектных средних школ показывают более низкие результаты ЕГЭ – разница составляет около 5 баллов.
«Существующая сеть малокомплектных учреждений не имеет перспектив развития», – считает Э.Фаттахов. В малокомплектные школы невозможно привлечь молодого перспективного учителя, здесь невысока конкуренция учеников, отсутствует доступ к профориентации. При этом из-за малокомплектных школ наиболее высокие финансовые затраты в расчете на одного ученика несут наиболее отстающие районы.
«В Татарстане не должно оставаться средних школ с численностью учеников менее 80 человек», – резюмировал министр.
Президент Татарстана, комментируя доклад Энгеля Фаттахова, подверг критике руководителей районных отделов образования, чьи потенциальные «медалисты» набрали менее 50 баллов по результатам ЕГЭ.
Р.Минниханов поддержал идею сокращения числа малокомплектных школ. По мнению Президента РТ, в малокомплектных средних школах невозможно обеспечить достойный уровень образования.
Повышать средний балл выпускников по результатам ЕГЭ, по мнению Президента Татарстана, следует в первую очередь за счет улучшения результатов отстающих и сокращения их отставания от лучших учеников. «Как только мы «подтянем» наших худших выпускников, средний балл резко вырастет», – считает Рустам Минниханов
Также он отметил неэффективность существующей системы материального стимулирования учителей. «Средняя заработная плата учителей сегодня достаточно высокая – на уровне средней по республике. И мы вправе требовать результат», – уверен Президент РТ.
Он поручил Министерству финансов совместно с Министерством образования и науки и другими ведомствами разработать новую систему расчета заработной платы учителей, которая более значительно бы учитывала результаты работы преподавателя.
Пресс-служба Президента РТ. Михаил Миронов