Татарстанская таможня информирует
Рубрики: Корпоративный блог , Таможня
О преимуществах ведомственного обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов в области таможенного дела
В Татарстанской таможне проводится постоянная целенаправленная работа за соблюдением требований таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле. Особое внимание уделяется вопросам рассмотрения жалоб в области таможенного дела. Любое лицо (физическое или юридическое) вправе обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц, если таким решением, действием, (бездействием), по мнению этого лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность.
Татарстанская таможня обращает внимание на то, что обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц регламентировано главой 3 Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон).
Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица может быть подана как непосредственно в вышестоящий таможенный орган, так и через таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого или должностного лица которого обжалуется.
Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица подается в письменной форме и должна быть подписана лицом, чьи права, по его мнению, нарушены, или его представителем собственноручно. Использование аналогов собственноручной подписи для подписания жалобы не допускается.
В жалобе необходимо указать:
- наименование таможенного органа или должность, фамилия, имя и отчество его должностного лица (если они известны), решение, действие (бездействие) которого обжалуется;
- фамилию, имя, отчество гражданина, наименование юридического лица, подающего жалобу, его место жительства или местонахождение;
- существо обжалуемых решения, действия (бездействия).
Вместе с жалобой необходимо представить документы, подтверждающие полномочия подписавшего жалобу лица на её подачу. Законом установлены четкие требования к документам, подтверждающим полномочия лиц, подающих жалобы.
Полномочия подписавшего жалобу руководителя подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение, а также учредительными документами. Копии этих документов могут быть заверены нотариально или печатью юридического лица (при наличии печати).
Полномочия законных представителей недееспособного или не полностью дееспособного гражданина подтверждаются документами, удостоверяющими их статус и полномочия. Копии документов подлежат нотариальному заверению.
Полномочия иных представителей подтверждаются доверенностью, подписанной руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем, скрепленной печатью юридического лица (при наличии печати) или индивидуального предпринимателя, а доверенность от имени гражданина удостоверяется нотариально. Кроме того, вместе с доверенностью, выданной руководителем юридического лица, необходимо предоставить документы (учредительные документы, документы, подтверждающие служебное положение лица, подписавшего доверенность), которые подтверждают полномочия подписавшего доверенность руководителя на выдачу такой доверенности.
Доверенность должна содержать право на обжалование решений, действий, бездействия в области таможенного дела. Копии доверенности и документов, подтверждающих полномочия руководителя на выдачу такой доверенности, могут быть заверены печатью юридического лица (при наличии печати) или нотариально.
Обращаем внимание на то, что участник внешнеэкономической деятельности может получить отказ в рассмотрении жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица по существу, если жалоба подана лицом, полномочия которого не подтверждены в соответствии с требованиями Закона.
Кроме этого, к перечню оснований для отказа в рассмотрении жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица по существу, относится:
- истечение 3-месячного срока подачи жалобы, в случае, если лицо не обратилось с заявлением о восстановлении пропущенного срока или либо заявление о восстановлении пропущенного срока для обжалования отклонено;
- если лицо уже обратилось с жалобой аналогичного содержания в суд и такая жалоба принята судом, арбитражным судом к рассмотрению либо по ней вынесено решение;
- если предметом указанной жалобы являются решение, действие (бездействие) органа, не являющегося таможенным органом, или должностного лица органа, не являющегося таможенным органом;
- если не соблюдены требования к форме и содержанию жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица;
- если жалоба подана лицом, права, свободы или законные интересы которого обжалуемым решением, действием (бездействием) не были затронуты;
- если предметом жалобы является акт (документ) таможенного органа или его должностного лица, не являющийся решением в области таможенного дела;
- если имеется решение, принятое в соответствии со статьей 48 Закона этим же таможенным органом в отношении того же заявителя и о том же предмете жалобы;
- если отсутствует предмет обжалования, то есть факт принятия решения таможенным органом либо совершения им действия (бездействия) не подтвердился.
При этом, решение таможенного органа об отказе в рассмотрении жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица по существу может быть обжаловано в вышестоящий таможенный орган или в суд, арбитражный суд.
При рассмотрении жалобы на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц таможенный орган исходит из принципов законности; единообразия правоприменительной практики; скорости совершения таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру, а также сокращения издержек заинтересованных лиц при совершении таможенных операций.
Стоит отметить, что при рассмотрении жалобы на решение, действие (бездействие) нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица, таможенный орган, рассматривающий жалобу, объективно и оперативно исследует все обстоятельства, послужившие основанием для обращения участника внешнеэкономической деятельности с жалобой на решения действия, (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц. Кроме того, в таможенных органах по результатам рассмотрения жалоб ведется работа, направленная на выявление и устранение причин принятия решений, совершения действий в области таможенного дела, признанных вышестоящим таможенным органом неправомерными.
Таким образом, право выбора способа защиты своих прав и законных интересов законодатель предоставляет самим гражданам и юридическим лицам. Однако этот выбор должен быть оптимальным. Критериями оптимальности признаются эффективность избираемого способа защиты, его способность обеспечить реальное, максимально оперативное и минимально затратное достижение основной цели защиты – восстановления нарушенных решениями, действиями (бездействием) таможенных органов и их должностных лиц прав и законных интересов.
В этом случае досудебный порядок обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц гражданами и юридическими лицами может выступать в качестве своего рода процессуального фильтра, с помощью которого возможно оперативное разрешение значительного количества юридических конфликтов в административном порядке без обращения в суд.
Также, в сравнении с судебным разбирательством ведомственное обжалование имеет ряд следующих преимуществ:
- государственная пошлина при подаче жалобы не уплачивается;
- решение по жалобе принимается в течение месяца (в исключительных случаях данный срок может быть продлен еще на один месяц), вступает в законную силу немедленно и подлежит обязательному исполнению нижестоящим таможенным органом. Если судом выносится решение не в пользу таможенного органа, такое решение таможенным органом обжалуется, в связи с чем судебные разбирательства затягиваются;
- личное участие лица, подавшего жалобу, в процессе рассмотрения жалобы не требуется;
- в подтверждении доводов жалобы необязательно представлять документы, в то время как при обращении в суд истец обязан представить все документы, подтверждающие указанные в исковом заявлении доводы.
В заключении хотелось отметить, что Татарстанская таможня рассматривает жалобы на решения, действия (бездействие) подчиненных таможенных постов (Альметьевского, Аэропорт Казань, Елабужского, Казанского, Набережночелнинского, Нижнекамского) и их должностных лиц, а также должностных лиц Татарстанской таможни.
В целях доступа участников внешнеторговой деятельности и граждан к информации о порядке обращения с жалобами в области таможенного дела на постоянной основе на информационных стендах таможни и таможенных постов размещены памятки для лиц, обжалующих решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц, образец жалобы и телефоны вышестоящих таможенных органов.
Кроме того, правовым отделом таможни осуществляется постоянное консультирование граждан, предпринимателей и участников внешнеэкономической деятельности по вопросам таможенного дела, в том числе о порядке обжалования решений и действий (бездействия) должностных лиц таможенных постов и структурных подразделений таможни.
Принимая решение обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица в вышестоящий таможенный орган лицо, обратившееся с жалобой, может быть уверено в том, что его жалоба будет рассмотрена квалифицированными специалистами объективно, справедливо и в кратчайшие сроки.
Для справки:
- Решения, действия (бездействие) таможенных органов могут быть обжалованы в вышестоящие таможенные органы по адресу:
Татарстанская таможня – 420094, г. Казань, ул. Короленко, д. 56; - Автоинформатор (843) 291 92 00
- Телефон доверия (843) 291 92 93
- Приволжское таможенное управление – 603022, г.Нижний Новгород, ул. Пушкина, д.8;
Федеральная таможенная служба – 121087, г. Москва, ул. Новозаводская, д. 11/5.
Материал предоставлен Пресс-службой Татарстанской таможни