Сплетем зеленую корзину?
Рубрики: Статьи , Экспертное мнение
Угроза для сельского хозяйства заключается не в присоединении России к ВТО, а в некомпетентности и архаичности всей системы нашей государственной власти
В начале февраля Дмитрий Медведев проводил большое совещание по вопросам сельскохозяйственного сектора. На него помимо чиновников Минсельхоза, других ведомств и производителей был приглашен ряд авторитетных губернаторов. Позже один из участников этого совещания рассказывал, что общий психоэмоциональный настрой, царивший в премьерской зоне 5-го этажа Белого дома, можно обозначить словами: «тихая, лютая ярость».
Дмитрий Анатольевич тут же напоролся на эти настроения глав регионов и производителей, как на оглоблю, и отчетливо задребезжал.
Несколько важных цифр. По приоритетному национальному проекту развития сельского хозяйства, который в свое время курировал нынешний премьер-министр, на развитие промышленного свиноводства было потрачено около 250 миллиардов полновесных бюджетных рублей. В соответствии с требованиями ВТО, а мы де- факто стали ее участниками 23 августа, ввозные пошлины на свиное мясо были снижены с 15 до 0%, а на живую свинью — с 40 до 5%. На фоне беспрецедентного роста цен на фуражное зерно, ситуация для отечественных свиноводов стала просто фатальной.
По-другому и не могло быть.
В структуру себестоимости 1 килограмма свинины входит около 70% так называемой зерновой группы. Примерно то же самое соотношение и в мясе птицы. Именно в этих отраслях животноводства, продемонстрировавших за последние 10 лет самое впечатляющее импортозамещение и конкурентоспособность, — нас ждет серьезный спад.
При этом меры, в пожарном порядке принимаемые правительством, помогут нашему сельскому хозяйству — как дохлой дворняге витамины.
И вот почему.
Во-первых, пожарное обнуление ввозной пошлины на зерно, а она составляет 5%, не будет эффективным, так как касается в основном его поставок из Европейского союза и Казахстана, рассчитывать на его большие объемы не приходится. Сюда же следует отнести и широко анонсированное Минсельхозом решение о начале массированных товарных интервенций в объеме 3 млн тонн с 1 марта. У меня есть сомнение и в наличии такого количества зерна в интернационном фонде, и в его сохранности.
Во-вторых, логистика. Быстро отгрузить и перебросить такие объемы зерна, а это 50 тысяч вагонов, при средней скорости движения грузов по РЖД — 9,1 км/ч, вряд ли удастся.
Есть и биологические циклы в животноводстве. Природу не обманешь. Именно в весенние месяцы начинается массовый растёл крупнорогатого скота и опорос свиней, особенно в личных подворьях, а это значит, что спрос на зерновые будет расти.
Даю неутешительный прогноз: чуть замедлив свой бег во второй половине мая, внутренние цены на фуражное зерно превысят мировые на 10—15%.
Раптокаминовые иллюзии
К лечению «бедной собаки» витаминами я бы отнес и стыдливые попытки ограничить импорт из-за использования заокеанскими производителями при откорме свиней раптокамина. Есть такая кормовая добавка, которая позволяет быстро формировать у хрюшек отнюдь не любимое братьями украинцами сало, а мышечную массу. Сразу оговорюсь, сам я поклонник органических продуктов и в целом приветствую это. Однако защитить отечественных производителей, таким образом, нам не удастся. Имею опыт.
В марте 96-го был главным переговорщиком во время первой «куриной войны» с «ножками Буша», так что с аргументами наших американских и канадских партнеров более или менее знаком.
Обратите внимание: тогда мы не были членами ВТО и могли себе позволить свободно погулять некоторое время по внешнеполитическому буфету. Сейчас таких возможностей практически нет. Предвижу, что в течение полугода наши партнеры выведут из рационов сельскохозяйственных животных и птицы все не устраивающие российские надзорные органы кормовые добавки, пригласят наших инспекторов, и крыть будет нечем.
И тогда что — торговая война?
Уж это точно надо России не больше, чем чирей невесте.
Но есть и внутренние, сугубо экономические причины, почему этот запрет на импортное мясо не просуществует долго. Структура потребительской инфляции такова, что из 7% росстатовских — верных 4,5, а то и 5% дает рост цен именно на продовольственную корзину. А в расходах домашних хозяйств 35—50% составляют расходы на еду; согласитесь, это сильно отличается от 10% американских и 12—15% европейских.
С 1 июля объявлено о повышении тарифов в среднем на 15%, на этом фоне растут инфляционные ожидания, а они, в свою очередь, будут задирать цены на продукты питания.
Где ошибка?
В условиях дефекта легитимности всей системы государственной власти такие методы защиты отечественных производителей чреваты серьезными социально-политическими последствиями. Испуганный Дмитрий Медведев заявил в конце этого знакового совещания: «Отечественные производители нам важнее ВТО» — и тем самым признал историческую ошибку президента. Что нам теперь: посыпать голову пеплом и позорно денонсировать международное соглашение, к которому мы шли долгих 18 лет?
Убежден, что это не так. Я много раз говорил, что дело не в ВТО, это всего лишь инструмент, хотя и обоюдоострый. Дело в катастрофическом несоответствии состояния российских государственных институтов современным требованиям глобальной торговой организации, архаичности и неповоротливости всей системы государственной власти.
В ходе долгих и мучительных переговоров Россия согласовала размер агрегированной поддержки сектора в размере 9 млрд долларов. По разделу «Сельское хозяйство» в 2012 году было потрачено около 5 млрд долларов. Казалось бы, о чем беспокоиться, нам есть куда расти. Проблема в том, что все меры поддержки делятся на связанные и несвязанные. Связанные — искажают конкуренцию, это красная и желтая корзины. Несвязанные — не влияют на торговлю, это зеленая корзина (см. справку «Новой газеты»).
Основной размер поддержки нашего сельского хозяйства лежит в желтой корзине, и к 2018 году должен быть кардинально сокращен. В зеленой корзине косвенным направлением бюджетной поддержки является ряд программ, связанных с увеличением внутреннего спроса, именно в этом направлении мы видим дефицит идей и предложений от Правительства РФ.
Численность так называемых декретированных контингентов и организованных групп (школы, детские сады, учреждения социальной опеки, лечебные стационары) составляет почти 32 млн человек, на которые в год требуется 11 млн тонн продуктов стоимостью 640 млрд рублей.
Скажу совсем возмутительную вещь: индексация и повышение пенсий на 600 рублей, которую тут же сожрет инфляция, — гораздо менее эффективна, чем адресная продовольственная помощь, так называемая программа Food Stamps. Она позволяет помимо социальных проблем решить главную задачу сельскохозяйственных производителей — проблему сбыта. Если мы добавим федеральных спецпотребителей, например, Министерство обороны, пенитенциарную систему, Госрезерв и т.д., то, по моим оценкам, 30—35% внутреннего производства можно гарантированно обеспечить платежеспособным спросом со стороны государства. Во всяком случае, такие программы давно и успешно действуют в ряде развитых стран, и особенно в США.
Для того чтобы решить эту сложнейшую, многофакторную задачу, необходимо отказаться от ручного управления страной и делегировать полномочия центра на уровни регионов, муниципалитетов, отраслевых и профессиональных союзов, общественных организаций. Для этого необходимо разобрать на запчасти главное достижение всех «нулевых» — яростно построенную вертикаль власти. Только в этом случае удастся сплести крайне необходимую сегодняшней деревне зеленую корзину.
Автор: Иван СТАРИКОВ в 1995 — 2000 годах занимал пост замминистра экономики по вопросам АПК, в настоящий момент — профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы.
СПРАВКА «НОВОЙ»
Согласно требованиям ВТО, поддержка сельского хозяйства группируется по трем корзинам. В красную включены меры прямого ограничения конкуренции с импортом, например, квотирование и субсидирование экспорта. В желтую — различные субсидии сельскому хозяйству, влияющие на себестоимость продукции, например, субсидирование ставки по кредиту. Они подлежат поэтапному сокращению. Наконец, зеленая корзина — это всё, что направлено на развитие АПК и при этом не привязано к конкуренции с импортом, тут никаких ограничений не предполагается.