Таможенный союз: Система управления рисками
Рубрики: Таможня
26 марта в Казани состоялось открытие Международного совместного заседания рабочих групп при Объединенной коллегии таможенных служб государств – членов Таможенного союза по развитию и применению таможенного контроля после выпуска товаров и развитию системы управления рисками в таможенных органах государств – членов Таможенного союза. В работе совещания приняли участие представители ФТС России, таможенных служб Белоруссии, Казахстана и наблюдателей от Комитета государственных доходов при Правительстве Республики Армения.
Система управления рисками – это анализ и определение области рисков, выработка и применение мер по их минимизации. Вся система управления рисками в таможенных органах строится на основе международных стандартов и принципов ВТО.
Бизнес считает возможным и необходимым получить вознаграждение за добросовестность, за законопослушное поведение. А эта система и есть инструмент вознаграждения за добросовестное декларирование.
Применение системы управления рисками призвано обеспечить рациональное использование ресурсов таможенных органов, сосредоточить их внимание на объектах, имеющих признаки риска, и, как следствие, реализовать принцип выборочности при проведении таможенного контроля.
В рамках Таможенного союза данная работа должна проводиться таможенными службами синхронизированно. Не случайно один из вопросов совещания посвящен обмену информацией о выявленных областях риска и утвержденных профилях риска, целесообразных для применения во всех государствах – членах Таможенного союза.
Для выявления рисков используется более семидесяти источников информации, информация, полученная в рамках соглашений с иными федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации по обмену информацией. Важной составляющей данной работы является обмен информацией между таможенными службами государств – членов Таможенного союза о выявляемых рисках и разработанных профилях рисков по различным направлениям. Данному вопросу на совещании уделят также немалое внимание.
Одна из задач таможенной службы – создание равной конкурентной среды, чтобы товар иностранного производителя не получил неоправданного преимущества перед товарами нашего соотечественника.
Уже год в ФТС России действует так называемая система категорирования участников ВЭД. Это – отбор добросовестных экспортеров и импортеров, которых можно контролировать выборочно. Отраслевой, заявительный принцип применяется к крупным промышленным предприятиям – инвесторам, автопроизводителям, импортерам рыбы и мяса, экспортерам собственной продукции.
Еще одно новшество – это субъектно-ориентированное категорирование импортеров. Для принятия решения о применении упрощенных форм таможенного контроля здесь могут использоваться не только сведения о товарах, но и анализ того, каким образом конкретные компании ведут свою внешнеэкономическую деятельность. Таможенные истории всех компаний были проанализированы по определенным критериям, которые рассчитывались автоматически с использованием ЕАИС ТО – Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов. Учитывались также сведения от других государственных органов. Машина выдала вердикт: крупные и давно работающие на рынке компании крайне редко идут на какие-либо ухищрения, так как беспокоятся о своей репутации и ритмичности работы.
Крупный бизнес оценил это новшество в полной мере. Сейчас в “зеленом секторе” с низким уровнем риска насчитывается более двух тысяч предприятий. В основном, это крупные, устойчиво работающие предприятия. Внешнеторговая деятельность им необходима для того, чтобы производить какой-то продукт, она встроена в производственные процессы. Они совершенно не заинтересованы в каких-то двойных схемах, связанных с занижением таможенной стоимости, искажением количества и номенклатуры товаров. Поэтому в отношении них установлен минимальный контроль.
Большой блок вопросов совещания будет посвящен переносу акцента таможенного контроля с этапа таможенного декларирования и выпуска товаров на этап после выпуска товаров, когда товары получают доступ на внутренние рынки государств-членов Таможенного союза.
Таможенные службы трех стран считают одной из наиболее важных задач на данном этапе создание эффективных административно-правовых механизмов, учитывающих базовые стандарты в сфере международного таможенного законодательства и учитывающих процессы глобализации и взаимной интеграции национальных экономик.
В Российской Федерации такая работа ведется в соответствии с новыми подходами к таможенному администрированию, закрепленными в Стратегии развития таможенной службы до 2020 года и Плане мероприятий («дорожной карте») «Совершенствование таможенного администрирования», утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 г. № 1125-р. Данные подходы легли в основу Концепцией развития таможенного контроля после выпуска товаров до 2016 года.
Таможенный контроль после выпуска товаров является неотъемлемой частью системы таможенного контроля в целом, поэтому смещение акцентов таможенного контроля с этапа таможенного декларирования и выпуска товаров должно происходить в условиях обеспечения качественного повышения эффективности таможенного контроля после выпуска товаров.
Одной из приоритетных задачей таможенных органов является снижение административной нагрузки на участников ВЭД на этапе декларирования, причем в первую очередь это коснется добросовестных хозяйствующих субъектов. Именно для этой категории участников ВЭД все больше будет снижаться бремя административной нагрузки, что позволит существенно сократить сроки совершения таможенных операций, а значит и материальные затраты, связанные с ведением внешнеэкономической деятельности.
Пресс-служба Приволжского таможенного управления, г. Н. Новогорд