Горячие новости

Чип для шубы: повод для роста цен? Рубрики: Корпоративный блог, Среда обитания

С 1 апреля вводится чипирование меховых изделий: чего ожидать от правительственного эксперимента?

Постановление Правительства РФ о чипировании меховых изделий вызвало буквально паническую реакцию в СМИ и среди представителей бизнеса. Одни уверяют, что произойдет серьезный скачок цен на шубы, другие — что чипировать придется все — от шуб до малярных валиков, третьи твердят о том, что внедрение системы маркировки убьет малый меховой бизнес, и что уже сейчас из-за угрозы чипирования продавцы вынуждены распродавать нелегальный товар с огромными скидками.

Что же произойдет на самом деле? Разбираемся в ситуации с помощью председателя Совета НП «Росконтроль» Алексея Медникова.

Что поменяется?

С 1 апреля ничего особо не поменяется. Да, постановление принято. Но никаких перемен быть не может — ведь это эксперимент!

Для справки:

Премьер-министр Дмитрий Медведев 24 марта 2016 года подписал постановление о проведении эксперимента по чипированию изделий из натурального меха. Эксперимент продлится с 1 апреля 2016 года по 31 декабря 2016 года.

Результаты эксперимента позволят оценить эффективность планируемой к внедрению на территории стран Евразийского экономического союза системы маркировки товаров контрольными знаками и провести подготовительные мероприятия до запуска системы в промышленную эксплуатацию.

Участвовать в эксперименте будут как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели, которые занимаются производством и оборотом таких товаров. Но при этом участие в эксперименте — добровольное.

Произойдет следующее. Несколько компаний рискнут и попробуют чипировать свой продукт. Это будет технической обкаткой идеи. По результатам эксперимента будет проведена оценка: насколько эффективна система чипирования.

Пресса поднимает шум, что теперь меховые изделия подорожают. Производители неуверенно предполагают, что нет, повышения цен не будет! Кто прав?

Средний чек на шубы по рынку около 50-70 тысяч рублей. Стоимость метки (чипа) — от 15 до 22 рублей. Понятно, что на стоимости изделия чипирование при таком чеке метки никак не скажется.

Подорожают шубы только в одном случае — если рынок на поднятой СМИ волне решит учесть фактически отсутствующие риски проводимого эксперимента в стоимости товара. Ведь процедура маркировки может быть производителями воспринята неоднозначно. Кто-то решит, что правительство будет смотреть в большую лупу за всеми производителями, и поэтому на рынке будет работать более рискованно («…мы будем на виду у всех контролирующих органов! Наши риски возрастут! Дыма без огня не бывает!…). Но. Даже если повышение цен на этой волне произойдет, то на очень короткое время. Пока все не поймут, что ничего страшного на самом деле пока не происходит.

А если бы это был не эксперимент? А сразу обязательное чипирование?

По данным Пушно-мехового союза, ориентировочно, на рынке шуб и дубленок 80% контрафакта. Допустим, началась борьба с контрафактом. Система начинает побеждать. С рынка уходят черные игроки — исчезает самый дешевый сегмент рынка. С этого момента средний чек по рынку автоматически начнет подниматься.

Напомню, при наличии 80% контрафакта — 50-70 тысяч рублей за шубу это и есть средняя цена контрафакта.

Рост цен, рост среднего чека после исчезновения контрафакта — неизбежность в борьбе с контрафактом. Но мы, как эксперты, считаем чтоприсутствие контрафактного товара на рынке — убивает рынок. Вопросы безопасности и качества товара при наличии подавляющего контрафакта не может решить ни одна страна мира. Поэтому, принципиально, мы приветствуем проведение такого эксперимента.

Кроме того, мы предполагаем, что, когда средний чек поднимется до реального уровня стоимости изделий, когда шуба из песца стоит, как шуба из песца, а не как шуба из кролика, между собой начнут конкурировать добросовестные игроки. И на волне добросовестной конкуренции стоимость качественного товара снизится.

Для справки:

Контрафакт, безусловно, дешевле, чем изделия, которые продаются «в белую».

У добросовестных производителей есть информация о качестве и происхождении сырья, происхождении и производителе изделия, о том, каким образом изделие поступило в обращение на территорию РФ. Проведены все процедуры идентификации продукции, производитель подтвердил, что такое меховое изделие соответствует всем обязательным требованиям по безопасности и качеству, взял на себя полную ответственность перед своим потребителем. Такие изделия всегда будут стоить дороже контрафактных, т.к. никто не знает из какого или даже чьего меха этот самый контрафакт произведен.

Кому выгодна маркировка продукции с точки зрения рынка?

Первый выгодоприобретатель — российский производитель? Не совсем так! Ведь контрафакт есть и среди российских меховых изделий. Выгодоприобретатель от введения любой системы прозрачности — добросовестный производитель. Импортеры качественной продукции, которая открыто, «в белую» ввозится на территорию РФ из-за рубежа, также получат дополнительные преференции для завоевания рынка.

Теперь о самой системе. Зачем нужен эксперимент с маркировкой мехов? Какие есть подводные камни?

Основные заинтересованные лица с точки зрения внедрения системы — ФНС (Федеральная Налоговая Служба), ФТС (Федеральная Таможенная Служба) и Роспотребнадзор.

  • ФНС собирает налоги. Серый и черный рынок, естественно, налоги не оплачивают в положенных количествах.
  • ФТС должна увеличивать таможенные сборы, чтобы они наполняли бюджет. А, к примеру, одной из характеристик контрафакта может рассматриваться заниженная таможенная стоимость товара. Например, меховое изделие стоит 1000 евро. А через таможню оно идет с таможенной стоимостью 200 евро. И таможенный сбор берется, соответственно, с 200 евро. То есть, государство получает в несколько раз меньше, чем следует.

Важно. Маркировка и формирование базы будет происходить за счет госбюджета. Ни бизнес, ни потребители не будут платить за внедрение меток. Это классическая схема. Государство вкладывает деньги в организацию системы прослеживаемости товара, предполагая, что когда система заработает, то за счет увеличения налогов и таможенных сборов доход будет значительно выше и покроет расходы.

  • Роспотребнадзор решает две задачи:
  1. Контроль рынка. Когда эксперимент завершится и маркировка станет обязательной, ведомство будет следить, чтобы не продавались изделия без чипов или чипированые нелегально.
  2. Защита потребителей в вопросе качества и безопасности.

И вот тут у нас есть сомнения. Ведь на сегодняшний день на рынке огромное количество фальсификата, выявленного Союзом потребителей «Росконтроль»! При том, что Роспотребнадзор и сейчас должен его контролировать. Но мы не оставляем надежды. Cегмент меховых изделий очень узкий по сравнению, скажем, с пищевым рынком. Возможно, Роспотребнадзор сделает усилие и возьмет его под контроль. Не сейчас, в момент эксперимента, так хотя бы на момент, когда маркировка станет обязательной. По нашим оценкам – в 2017-2018 годах. У Роспотребнадзора есть время, чтобы подготовиться.

Согласно постановлению правительства к 10 февраля 2017 года кураторы и участники завершенного эксперимента должны подготовить доклад о его результатах. После доклада будет либо приниматься решение о продолжении эксперимента, либо о переводе чипирования в обязательную сферу.

Что касается защиты потребителей в вопросе качества и безопасности меховых изделий — это важнейшая часть контрольной деятельности Роспотребнадзора. Однако, система чипирования — это только система прослеживаемости. К сожалению, из постановления не видно ее прямой связи с системой контроля качества.

Да, в постановлении присутствует пункт, в соответствии с которым производитель должен будет указывать наименование нормативного документа, устанавливающего требования к качеству товара (имеется в виду Технический регламент Таможенного Союза). С оговоркой: «для товара, выпускаемого по таким нормативным документам». Но. Шубы, которые везутся из за рубежа — производятся за рубежом. И они, конечно, не производятся по техническому регламенту Таможенного Союза и по российским нормативам. А значит, этот пункт не распространяется на продукцию, импортируемую в РФ.

Что привело к таким коллизиям? Текст постановления не был согласован с экспертным сообществом.

На что это влияет? Российские производители могут испытывать большее давление в части контроля качества, чем импортеры. Нашим производителям придется указывать наименование нормативных документов, а импортерам нет, потому что они производят не по нашим нормативам.

Ещё более важное замечание – указание нормативного документа, устанавливающего требования к качеству товара, не означает, что меховое изделие соответствует этим требованиям. И связь между нормативным документом и реальным соответствием обязательным требованиям безопасности, качества в постановлении правительстватакже отсутствует. Система прослеживаемости (чипирования) меховых изделий должна быть связана с подтверждением соответствия обязательным требованиям, а не просто с указанием нормативного документа.

Также нельзя упускать из виду, что сегодня меховые изделия подлежат декларированию соответствия в Евразийском Экономическом Союзе (ЕАЭС), и оно не достигает поставленных перед ним целей. К нашему искреннему сожалению, наличие декларации не гарантирует того, что продукт действительно качественный и безопасный. Вплоть до того, что декларацию соответствия может принять сам производитель, без участия независимой стороны. Или даже не он сам, а его представитель. И в этом случае мы полностью теряем контроль в вопросах качества продукции, которая находится на рынке.

Выводы следующие. Введение чипирования — это начальный, первый шаг в построении системы прослеживаемости продукции, исключения контрафакта. И, мы надеемся, первый шаг в реальном регулировании вопросов безопасности, качества и защиты потребителей.

Мы призываем рынок не реагировать остро на введение экспериментального чипирования. А сознательно поддерживать добросовестную часть бизнеса и помнить о главном – об интересах рядового потребителя.

Источник

Чип для шубы: повод для роста цен?
0 votes, 0.00 avg. rating (0% score)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *