Горячие новости

ГОСТ — гарантия качества или инструмент продаж? Итоги проверок Рубрики: Корпоративный блог, Среда обитания

Для многих покупателей аббревиатура «ГОСТ» на товаре является своего рода знаком качества, причиной выбрать именно эту продукцию. Почему? Да потому что ГОСТ это государственный стандарт, который в теории гарантирует, что продукт сделан по определенной, строго выверенной технологии и соответствует всем нормативам.

На практике, ГОСТ на упаковке часто ни о чем не говорит покупателю. Ведь какой конкретно стандарт и на какую продукцию имеется виду, производитель может и не упомянуть. И вместо масла покупатель купит растительно-сливочный спред, сделанный по всем правилам национального стандарта на спреды. И даже если все честно, и ГОСТ в маркировке соответствует продукту, можно ли быть уверенными, что «гостовские» товары принципиально лучше?

Судя по тому, что впервые за долгие годы Росстандарт объявил о проверках качества «гостовских» товаров в магазинах, доверять безоговорочно нельзя никому и ничему. Подтверждают это и исследования Росконтроля. За последние три года нами было проверено более 300 образцов пищевой продукции, в маркировке которой был заявлен тот или иной ГОСТ. Статистика дает ответ на все вопросы. Но давайте сначала немного разберемся в теме.

Какие есть альтернативы?

Производитель может сам выбирать — выпускать ему продукцию по ГОСТу или по собственным документам, например, ТУ (техническим условиям). В принципе, работать по ГОСТу даже проще: стандарт уже существует, сверься с рецептурой и производи. Технические условия надо разрабатывать или покупать. Тем не менее, есть целый ряд моментов, который заставляет производителей делать выбор в пользу ТУ.

  • В первую очередь, это отсутствие ГОСТа на данный вид продукции. Его может не быть на многие виды детского питания, новые и нетрадиционные виды товаров, продукты, обогащенные витаминами, или имеющие в составе какие-либо нетрадиционные добавки и компоненты.
  • Еще одна причина работать по техническим условиям — желание выпускать более дешевую по себестоимости продукцию со сниженными, по сравнению с ГОСТом, показателями качества и пищевой ценности. Не предусмотренными ГОСТом пищевыми добавками и более дешевыми, иногда «суррогатными», ингредиентами. Впрочем, это хотя бы честно. Многие изготовители делают аналогичный товар, но маркируют его ГОСТом, «забывая» указать запрещенный элемент на этикетке. Подобная фальсификация — одно из самых частых оснований для занесения «гостовских» товаров в Черный список Росконтроля.

Что говорят цифры?

По итогам исследования 127 «гостовских» товаров было занесено в Черный список Росконтроля, 89 — в Список товаров с замечаниями, и 95 — это примерно 30% от общего числа, соответствуют всем требованиям ГОСТ.

Самое распространенное нарушение, как мы уже писали выше, это фальсификация состава, которая одновременно является и нарушением ГОСТа. Наиболее характерно это для мясной отрасли. Производители более 50 наименований колбас и колбасных изделий «попались» на том, что добавили в свою продукцию запрещенные ГОСТом ингредиенты: крахмал, каррагинан, коллаген, частицы свиной и куриной шкурки, соевый белок. Естественно, что в составе эти ингредиенты также не были указаны.

Во всех категориях распространены отклонения от ГОСТа в части органолептических показателей, то есть вкуса, запаха, цвета, консистенции и внешнего вида продукта.

Нередки нарушения и по физико-химическим показателям качества: количеству влаги, кислотности, зольности, содержанию белка и жира, реже соли или сахара.

Всего в Черный список и список товаров с замечаниями за несоответствие указанному в маркировке ГОСТу занесено 88% из проверенных продуктов, маркированных им.

Андрей Мосов, руководитель экспертного направления «Росконтроль»: «Если производитель действительно соблюдает указанный в маркировке стандарт, то это отнюдь не маркетинговый ход, а претензия на некий определенный уровень качества, которому производитель соответствует. И такой добросовестный производитель достоин того, чтобы о нем говорить в позитивном контексте. Если экспертиза показала, что промаркированный ГОСТом товар не соответствует требованиям стандарта, то это уже расценивается как фальсификация, обман потребителя. Как правило, при этом производитель имеет дополнительную экономическую выгоду, то есть это правонарушение выходит далеко за пределы сферы маркетинга».

Кому доверять можно?

Итоги экспертиз Росконтроля подтверждают: значок ГОСТа на упаковке ничего не гарантирует. На что ориентироваться потребителю, выбирая товар в магазине? Возможно, стоит обращать внимание на дополнительную маркировку — различные знаки отличия, информацию о премиях, победах в конкурсах и так далее?

На сегодняшний момент, в России зарегистрировано около 1600 систем добровольной сертификации. На основании в лучшем случае одной проверки на товары «лепят» своего рода «знаки качества». Часто экспертизу и вовсе заменяют дегустацией или голосованием комиссии, принимающей решение на основании одной ей известных критериев.

Наши исследования неоднократно доказывали, что один и тот же товар из разных партий может иметь совершенно разное качество. Разовые проверки ничего не решают. Вывод один — контроль должен быть постоянным.

ГОСТ — гарантия качества или инструмент продаж? Итоги проверок
0 votes, 0.00 avg. rating (0% score)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *