Александр Борисов, сопредседатель Союза потребителей “Росконтроль”: Абсолютно верная и назревшая инициатива! Статистика проведенных Росконтролем исследований показывает, что в большинстве отраслей доля фальсификата достигает 50-80 %. Примерно аналогичная статистика у Россельхознадзора. Сложившееся правовое поле не пугает фальсификаторов, штрафы не работают, их готовы хоть каждый месяц платить, только покажите окно… Приведем пример ценообразования сыра. Для изготовления 1 кг. необходимо 10 литров молока, которое в закупке как сырье стоит в пределах 25 рублей. Таким образом, только на сырье необходимо 250 рублей. А 1 кг. пальмового масла стоит 40 рублей. Именно поэтому. из исследованных Росконтролем 26 образцов сыра — 21 явились фальсификатом, где молочный жир заменялся пальмовым маслом, при том что в 5 образцах молочного жира не было обнаружено вообще. Это случайность? Безусловно нет. И прямую форму умысла на фальсификацию следственным органам доказать будет не сложно. Рыбная, мясная, молочная продукция — многие основополагающие отрасли подвержены прямой фальсификации. Введение уголовной ответственности — это не ужесточение правил игры, это вынужденная мера, поскольку только в этом случае появится мотивация у недобросовестного бизнеса соблюдать правила игры, цивилизовано конкурировать на рынке а, главное, думать о своем потребителе.
Мы уже писали об этой инициативе. Зачастую добрые начинания, направленные на защиту потребителей, остаются словами, но, к счастью, в этот раз получилось иначе.
Исходя из новой статьи 238.2 УК, наказание будет грозить не только тому, кто произвел фальсификат, но и тем, кто ввозит его на территорию нашей страны и реализует. За нарушения в крупном размере (то есть, прибыль от фальсификата составила от 500 000 до 1 млн. рублей) предусматривается наказание в виде штрафа (от 300 000 до 800 000 рублей) или год исправительных работ. Если будет установлено, что действовала группа лиц по предварительному сговорю, штраф может составить уже 1 млн. рублей, а исправительными работами свою вину им придется искупать уже два года. А если фальсификат будет выявлен в области питания образовательных учреждений или медицинских организаций, виновный будет вынужден отдать 3 млн. рублей, либо также будет приговорен к двум годам исправительных работ.
Многие эксперты выражают опасения, связанные с тем, что наказания будут получать невиновные, ведь очевидно, что, например, ритейл не может проверить абсолютно все товары, попадающие на полках магазина. Однако Роспотребнадзор успокаивает тех, кто боится «перегибов»: наказания будут применены только в том случае, если будет доказан умысел в совершении тех или иных действий.
Если же говорить в целом о положении на рынке, фальсификация — одно из самых часто встречаемых нарушений. Дорогие ингредиенты заменяют на более дешевые и не предупреждают об этом покупателей надписями на упаковках, заявленные в маркировке ингредиенты попросту не добавляют в состав… При этом зачастую речь идет о тех продуктах, которые традиционно непопулярны среди покупателей: пальмовом масле, сое, искусственных добавках.
Исследования «Росконтроля» показывают, что фальсификация — серьезная проблема российского пищевого рынка. И если наказания за это нарушение ужесточат, это однозначно пойдет на пользу потребителям.