Горячие новости

7 «коварных» приемов: как заманить покупателя в ловушку Рубрики: Корпоративный блог, Среда обитания

Психология рекламы направляет «все свое коварство» на то, чтобы заставить нас купить то, что еще 5 минут назад мы даже и не планировали. Ее уловки заставляют нас купить более дорогой продукт именно этого производителя, который, на самом деле, мало чем отличается по качеству от других.  Реклама не просто стимулирует продажи, но и формирует наше мировоззрение.

Чтобы обойти ловушки рекламы, необходимо разглядеть приемы воздействия, применяемые в маркетинге.

Психологических приемов в маркетинге достаточно много. Приведу здесь наиболее распространенные.

Зная эти 7 приемов «заманивания в ловушку», вы можете самостоятельно находить в рекламе характерные способы убеждения, влияния на ваш выбор и действовать не на основе эмоций, а согласно рациональным соображениям.

b1a35d4b071d3b2c061b_article_user_f6fa9358

Какие приемы воздействия используются в маркетинге?

1. Эффект благодарности. Мало кому нравится чувствовать себя должником. Поэтому, когда мы получаем какой-то подарок, пусть мелкий, пусть даже ненужный, нам хочется дать что-то взамен. Фирмы, выпускающие косметику, сигареты, канцелярские товары, различные пищевые продукты, нередко устраивают в магазинах, а то и прямо на улице бесплатную раздачу или дегустацию образцов своей продукции. После этого многие покупатели чувствуют себя обязанными купить товар.

2. Эффекты цифр: «неокругленные цифры»; «приятные глазу цифры»; «эффект порядка»; восприятие процентных различий; величина скидки.

  • «Неокругленные цифры» – широко распространенный прием, суть которого заключается в том, что цена на товар устанавливается ниже круглой суммы. Например, цена 8,99 руб., а не 9 руб. Покупатель сначала смотрит на первую цифру на ценнике, поэтому цена в 8,99 руб. воспринимается лучше, чем 9 руб., создается ощущение, что экономится целый рубль. Или, к примеру, цена в 50 руб. 70 коп. намекает на то, что магазин серьезно подходит к процессу ценообразования и тщательно анализирует свои цены, устанавливая их на минимально возможном уровне.
  • «Приятные глазу цифры» – это цифры с округлой формой: 3, 6, 8, 9, 0. Чуть менее приятны, но все же хорошо воспринимаются цифры полукруглой формы: 2, 5. И хуже всего воспринимаются «острые» цифры: 1, 4, 7. Однако, цифра 7 воспринимается нами как счастливая, поэтому ее смело можно отнести к цифрам, «радующим глаз».Действие «приятных» цифр на сознание покупателя им самим практически не осознается, поэтому клиент вряд ли заподозрит какой-то подвох, когда увидит на ценнике сумму 278 руб. Приятная «двойка» и очень приятная округлая «восьмерка» разбиваются «острой» «семеркой». Но «семерка» счастливая, поэтому в целом сумма на ценнике вполне понравится покупателю и он охотно отсчитает ее на кассе. Нередко используется сразу два приема: «неокругленные цены» и «приятные глазу цифры». Такой двойной удар позволяет значительно усилить воздействие на покупателя.
  • «Эффект порядка». Цены, которые видит покупатель, по-разному влияют на его восприятие. Это влияние зависит от последовательности, в которой они представлены. Специалисты пришли к выводу, что при формировании относительных цен покупатели приписывают больший вес тем ценам, которые они увидели первыми в ценовом ряду.
  • Восприятие процентных различий. Данный прием базируется на законе Вебера-Фехнера: покупатели ощущают ценовые различия в процентном соотношении иначе, чем в абсолютном, основываясь на оценке различий относительно базового уровня цены.
  • Величина скидки. Нормально покупателем воспринимается скидка в диапазоне от 5 до 30%. Скидка менее 5% даже на больших суммах не дает значительной экономии, способной привлечь покупателя. Скидка более 30% неосознанно вызывает у клиента подозрение: если товар хороший, почему продавец готов расстаться с ним по такой низкой цене? А может, до распродажи цены были неоправданно завышены, раз сейчас их так легко снизили почти вдвое? В любом случае подобные размышления пойдут не в пользу продавца и оставят в душе клиента неприятный осадок.

3. Эффект подражания. Довольно часто нам показывают в рекламе, как целые толпы штурмуют магазин, чтобы купить рекламируемый продукт или как друзья ссорятся за упаковку чипсов.

4. Эффект привлекательности. Широкое использование в рекламе фотомоделей и известных актёров, которые многим нравятся.

5. Эффект авторитета. Например, в рекламе зубной пасты появляется актёр в белом халате и заявляет, что эта паста ‘рекомендуется всеми стоматологами’.

6. Эффект цвета. В зависимости от обстоятельств, тот или иной цвет психологически вызывает определенные чувства. Приведу примеры.

  • Зеленый цвет воспринимается как натуральный, “природный” цвет, поэтому используется в рекламе оздоровительных, фармакологических препаратов, линий лечебной косметики.
  • Коричневый цвет бессознательно делает упор на опытность и традиционность. Используется в рекламе товаров, главная характеристика и преимущество которых – традиционность. Коричневый акцентирует внимание на проверке временем, отсутствия легкомыслия.
  • Черный цвет в рекламе призван подчеркивать торжественность, весомость, важность товара, таким образом, «оправдывает» высокую стоимость эксклюзивной продукции.
  • Белый цвет используется вместе с холодными цветами, чтобы подчеркнуть «освежающие» характеристики продукта, отвечает понятиям «чистота», «стерильность».

7. Эффект дефицита. Мы больше ценим то, что нам недоступно. Поэтому правильно поступают рекламисты, вставляя в свои тексты фразы вроде «предложение действительно только до…» или «запасы товара ограничены».

Любой продукт, товар или услуга, имеют назначение удовлетворить существующую потребность. Как известно, есть 5 групп потребностей. А. Маслоу сделал предположение, что средний человек удовлетворяет потребности в следующей степени:

85 % — физиологические,

70 % — безопасность и защита,

50 % — любовь и принадлежность,

40 % — самоуважение,

10 % — самоактуализация.

Рассмотрим, какие группы товаров предназначены для удовлетворения потребностей каждой группы.

  • Физиологические потребности – это потребности в еде, питье, сне, жилье, близости и т.д. Здесь очевидно, какие продукты и товары призваны удовлетворить эти потребности.
  • Потребность в безопасности лежит в основе рекламы бронированных дверей, сигнализаций, систем безопасности для квартиры, личного авто, средств самозащиты и др.
  • Потребность в принадлежности и любви – на эту потребность опирается реклама социальных сетей, служб знакомств, семейных развлечений, клубов по интересам и т.д.
  • Потребность в уважении – модная одежда, товары, связанные с подержанием стиля, косметика, спортивные автомобили, гаджеты и др.
  • Потребность в самоактуализации – здесь речь идет о рекламе предметов искусства, образовательных услуг, путешествий, связанных с саморазвитием  и т.д.

Главной задачей рекламы, между тем, является даже не продвижение товаров и стимулирование продаж. Рекламисты стремятся заставить будущего покупателя «осознать» потребность, о которой он раньше и не подозревал, и уже потом убедить его, что именно этот товар наилучшим образом удовлетворит эту потребность.

848cdfcaf6341f57b10f_article_user_f6fa9358

Чтобы не попасться в ловушку рекламы необходимо, в первую очередь, осознавать свои потребности и действовать исходя из внутренних побуждений.

Укрепляя доверие к себе, уверенность в себе, терпимость к своим недостаткам, а значит недостаткам других, вполне реально оградить себя от манипулирования рекламы.

И несколько пунктов, которые реально улучшают качество и продолжительность жизни, делают нас счастливее, а стоят чаще всего недорого и не нуждается в известности брендов производителей: полноценный отдых, ночной сон, хорошая физическая форма, домашнее животное, хобби, общение с родными, дорогими людьми, смех.

Пименова Ирина, Член экспертного клуба

Росконтроль.РФ

 

7 «коварных» приемов: как заманить покупателя в ловушку
0 votes, 0.00 avg. rating (0% score)

Новый комментарии

  1. Рашид Валиевич

    Познавательная страница.Хотя всё мы это знаем,но при столкновении с фактами и плюс живое рекламирование специалистом -менеджером намного увеличивает притягательность даже совершенно ненужного товара. Это мои личные наблюдения.Одним словом маркетинговый ход.

Добавить комментарий для Рашид Валиевич Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *