Обзор рынка соковой продукции
Рубрики: Экспертное мнение
Соки – бесценное сокровище, которым одарила нас природа. Потребление соков – быстрый способ насытить клетки организма необходимыми питательными веществами. Они легко усваиваются и являются важным продуктом питания, источником витаминов, макро- и микроэлементов, полифенолов и многих других, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека. Некоторые соки имеют диетическое и лечебное значение.
Соковую продукцию получают практически из всех видов плодов и ягод, а также из многих овощей. На прилавки магазинов поступают разные виды соковой продукции: соки, нектары, сокосодержащие напитки, морсы и соки с «добавленной пользой». Все они отличаются составом, ценностью и позволяют удовлетворять разные потребности и вкусы покупателей.
Для выявления потребительских предпочтений по соковой продукции, специалисты Госалкогольинспекции Республики Татарстан провели анкетирование 1240 респондентовпо всей республике в возрасте от 15 до 60 лет, а также анализ рынка соковой продукции по материалам органов статистики и данным Российского союза производителей соков.
В 1990 году импортная соковая продукция занимала до 95 процентов объема российского рынка. Сейчас ситуация противоположная – 98 % соков, проданных в нашей стране в 2013 году, имеют внутреннее происхождение. Соответственно, в РФвыросло и потребление соков на душу населения. Если в 2000 году жители России, в том числе Татарстана, потребляли в среднем не более пяти литров сока в год, то в настоящее время этот показатель вырос до 20 литров. Не последнюю роль тут играют пропаганда здорового образа жизни и креативность рекламных подходов, но результат в любом случае на руку производителям.
Если говорить о видах соков, то на рынке сегодня представлен огромный ассортимент соков – от таких распространенных, как апельсиновый и яблочный до сока маракуйиили напитков из лесных ягод.Однако самыми популярными у населения уже десятки лет остаются яблочный, мультифруктовый, апельсиновый соки.
Предпочтения отечественных потребителей представлены на следующей диаграмме:
Несмотря на положительно зарекомендовавшую себя классику, с каждым годом появляется все больше новинок. В настоящее время потребителями по достоинству оценена линейка витаминизированных соков. Также расширяется вкусовая палитра морса – излюбленного национального напитка.
Что касается объемов производства, то наша страна занимает 4 место в мире после США, Германии и Китая. Объем российского рынка соков 2013 года в натуральном выражении составил 3,4 млрд. литров. На сегодняшний день на рынке наблюдается жесткая конкуренция на фоне замедленных темпов роста, поэтому все его участники основные силы направляют на снижение издержек и повышение ряда показателей рентабельности не в ущерб качеству продукта. Здоровая конкуренция приводит к положительным изменениям на рынке, производители находятся в постоянном поиске новых вкусов, расширяют ассортимент и привлекают тем самым потребителей.
Эксперты говорят о высокой консолидации российского рынка соков – пятерка лидеров делает сейчас 90% продаж в стоимостном выражении в городах с населением свыше 1 млн. человек. По данным Российского союза производителей соков на сегодняшний день на рынке соков присутствует четыре влиятельных игрока: ЗАО “Мултон”, ОАО “«Вимм-Билль-Данн», “, ОАО ЭКЗ”Лебедянский” и “ОАО Нидан-Фудс” – активно продвигающих 15 брендов. Эти лидеры борются между собой за десятые доли рынка в условиях жесткой конкуренции.
Прочные позиции занимают соки «Добрый» (Мултон), «Фруктовый сад» (ЭКЗ «Лебедянский»), «Моя Семья» (Нидан-Фудс), «Любимый» (Вимм-Биль-Данн) и др.
В нижнем ценовом сегменте постоянно представлены марки «Любимый» («Вимм-Билль-Данн»), «Добрый сок» («Мултон»), «Фруктовый сад» (ЭКЗ «Лебедянский»), «Моя семья» («(«Нидан-Фудс»).
В среднем ценовом сегменте представлены торговые марки: GoldenPremium («Вимм-Билль-Данн»), Nico («Мултон»), «Тонус» (ЭКЗ «Лебедянский»), «Сады Придонья» (АПК «Придонье»).
В высшем ценовом сегменте преобладают торговые марки: J7 и «Чудо-Ягода» («Вимм-Билль-Данн»), «Чемпион» («Нидан-Фудс»), «Я» (ЭКЗ «Лебедянский»), «Золотая Русь» (АПК «Придонье»).
Из сегмента Premium постоянно представлены соки марки RioGrande («Вимм-Билль-Данн»).
Предпочтения потребителей по видам соковой продукции
По результатам анкетирования населения установлено, что наибольшим спросомиз соковой продукции (48%) пользуется именно сок. 22% опрошенных выбирают нектар, 6% -морсы, сокосодержащие напитки употребляют 15% респондентов, а свежевыжатые соки – 9% опрошенных.
На полках магазинов можно найти широкий ассортимент сока различных торговых марок, среди которых, есть свои лидеры потребительских предпочтений.
Предпочтения потребителей нашей республики при выборе марки сока представлены на следующей диаграмме:
Предпочтения потребителей при выборе марки сока
В рамках исследования потенциальным покупателям был задан вопрос о планах на покупку тех или иных марок сока. Лидером стал сок «Добрый» – его приобретают 35% из 100. На втором месте по популярности оказался сок «Моя семья». Его предпочли14% опрошенных. Именно эти марки, по мнению потребителей, имеют оптимальное соотношение «цена – качество». Далее следует сок«Фруктовый сад», «Любимый», который выбралипо10% респондентов.
Предпочтения потребителей относительно упаковки сока
Что же касается упаковки, то по результатам опроса видно, что наибольшим спросом пользуются соки в пакетах – 62%, что неудивительно. Соки в пакетах легко открываются и дольше хранятся – на этот вид тары в России приходится 85% розлива всех соков и нектаров. Сок в стеклянной банке выбирают 23% респондентов. Эта упаковка высокоэкологична, но намного тяжелее и может легко разбиться.
Соки в ПЭТ-упаковках (полиэтилентерефталат, термопластик) не пользуются большой популярностью, возможно, это связано с небольшим ассортиментом, представленным на российском рынке. Только 15% опрошенныхответили, что приобретают соки в пластиковых бутылках.
Госалкогольинспекция Республики Татарстан
сентябрь 2014 года