Горячие новости

Дегустация бутилированной питьевой воды Рубрики: Госалкогольинспекция РТ, Дегустации. Экспертиза

16 июля 2014 года  Госалкогольинспекция Республики Татарстан в  рамках реализации программных мероприятий по защите прав потребителей провела заседание потребительской дегустации: “Бутилированная питьевая вода: польза или вред”.

“Вода считается бутилированной, если она соответствует государственным стандартам, гигиеническим требованиям к питьевой воде, помещена в гигиенический контейнер и продается для потребления человеком. При этом она не должна содержать подсластителей или добавок искусственного происхождения” – такое определение дает Международная ассоциация бутилированной воды (IBWA).

Всего было закуплено 25 образцов питьевой воды, которые были направлены в испытательную лабораторию ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» для проведения всех необходимых исследований  согласно  предъявляемым требованиям, в том числе физико-химических и микробиологических испытаний. О результатах лабораторных исследований, а также о том, как правильно выбирать  питьевую бутилированную воду  стало известно в ходе потребительской дегустации.

РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕГУСТАЦИИ ВОДЫ 16.07. 2014

ВОДА ПИТЬЕВАЯ НЕГАЗИРОВАННАЯ 

Рейтинг Наименование Изготовитель Баллы

1

Вода  природная питьевая “Святой Источник” артезианская первой категории негазированная ООО “Аква Стар” г.Кострома 15.55

2

Детская питьевая вода “Сказочный лес” ООО “Шишкин Лес Торг” г. Москва 15.35

3

Вода минеральная питьевая природная столовая “Сенежская малютка”, негазированная, гидрокарбонатная кальциево-магниевая дата розлива 05.06.2014, срок годности 6 мес. ООО “ФКПЧФ Бобимэкс т.м” г. Москва 15.32

4

Вода питьевая природная “Зеленая долина для детей” ООО “Дана и Ко” г.Москва 15.30

5

Вода питьевая артезианская “Фруто Няня детская вода” ОАО “Прогресс”, г. Липецк 15.15

6

Вода минеральная природная “Эвиан” гидрокарбонатная магниево-кальциевая, негазированная Изготовитель EVIAN” Франция 15.10

7

Вода  природная минеральная питьевая столовая “Vittel” негазированная Изготовитель: Франция 14.55

ВОДА ПИТЬЕВАЯ ГАЗИРОВАННАЯ 

Рейтинг Наименование Изготовитель Баллы
1 Питьевая вода газированная, артезианская  “Малаховская” т.м.”АРО” (для сети “Метро Кеш энд Керри”) ООО “Производственная компания “ЛИДЕР” Московская область 23.42
2 Вода питьевая артезианская “Хотнинская серебряная” газированная ООО “Хотня”РТ, Арский р-н, с. Хотня 23.34
3 Вода питьевая артезианская первой категории “Раифский источник” газированная ООО “Перспектива”,  РТ, Зеленодольский р-н. с. Новая Тура 22.94
4 Чистая питьевая вода первой категории ГАЗИРОВАННАЯ “Бонаква” ООО «Кока кола Эйчбиси Евразия», г.Самара 22.74
5 Вода питьевая газированная “Шишкин лес” ООО “Шишкин Лес Торг” г. Москва 22.58
6 Вода питьевая газированная “Аква Минерале” первой категории группы компаний “Пепси-Кола” ООО “Мегапак” Московская обл 22.26

МИНЕРАЛЬНАЯ СТОЛОВАЯ ВОДА

Рейтинг Наименование Изготовитель Баллы
1 Вода  минеральная питьевая природная столовая газированная “Сенежская” гидрокарбонатная кальциево-магниевая ООО “ФКПЧФ Бобимэкс т.м” г. Москва 23.42
2 Вода  минеральная питьевая природная столовая “Окололуга” под ТЗ Родники России  гидрокарбонатно-кальциевая (магниево-кальциевая), газированная  ООО “Лучший продукт”,  г. Калуга 23.16
3 Вода  минеральная питьевая природная столовая “Архыз”газированная  гидрокарбонатная натриево-магниево-кальциевая  ЗАО “Висма” Карачаево-Черкесская Республика 23

ЛЕЧЕБНО-СТОЛОВАЯ МИНЕРАЛЬНАЯ ВОДА

Рейтинг Наименование Изготовитель Баллы
1 Вода  минеральная питьевая лечебно- столовая газированная “Ессентуки 4”  хлоридно- гидрокарбонатная натриевая  ЗАО “Водная компания “Старый источник”Ставропольский край, г.Минеральные воды 23.84
2 Вода минеральная природная питьевая лечебно-столовая  “Эдельвейс”газированная хлоридно-сульфатная натриевая ООО “Эдельвейс Л”г. Липецк, 23.74
3 Вода  минеральная природная питьевая лечебно- столовая  “Боржоми”  гидрокарбонатная натриевая газированная Изготовитель:Грузия, г. Боржоми 23.63
4 Вода  минеральная природная питьевая лечебно- столовая газированная “Ессентуки №4”  хлоридно- гидрокарбонатная натриевая, борная, среднеминерализованная ООО “Ессентукский завод минеральных вод на КМВ” Ставропольский край 23.53
5 Вода минеральная природная питьевая лечебно-столовая “Славяновская” ЗАО “Водная компания старый источник” Ставропольский кр 23.5
6 Вода  природная минеральная лечебно- столовая “Урочище долины нарзанов”  гидрокарбонатная магниево-кальциевая газированная ЗАО “Висма” РФ,  Ставропольский край 23.32
7 Вода  минеральная питьевая природная лечебно-столовая “Нарзан” сульфатно-  гидрокарбонатная, магниево-кальциевая, газированная ОАО “Нарзан” Ставропольский край 22.63

МИНЕРАЛЬНАЯ ЛЕЧЕБНАЯ ВОДА 

Рейтинг Наименование Изготовитель Баллы
1 Вода  минеральная природная питьевая лечебная газированная “Ессентуки №17”  хлоридно- гидрокарбонатная натриевая, борная, высокоминерализованная ООО “Ессентукский завод минеральных вод на КМВ” Ставропольский край, г. Ессентуки 23.42
2 Вода  минеральная питьевая лечебная газированная “Ессентуки №17”  хлоридно- гидрокарбонатная натриевая, борная Производитель: ЗАО “Водная компания “Старый источник”Ставропольский край, г.Минеральные воды 23.32

Из всего количества производимой в республике питьевой воды, только 18% является натуральной природной родниковой и артезианской водой. Остальная вода является лишь очищенной.  По результатам мониторинга питьевой воды, проведенного Госалкогольинспекцией РТ,  на прилавках республиканских магазинов представлено более 80 наименований питьевой бутилированной воды. В связи с этим многообразием ассортимента люди интересуются, а какую же воду лучше выбрать?

В социологическом опросе населения приняли участие более 1000 респондентов по всей республике. 

Согласно данным проведенного мониторинга по питьевой бутилированной воде, жители республики потребляют в среднем от 10 до 15 литров покупной бутилированной воды в месяц, четверть опрошенных потребляют от 15 до 20 литров такой воды в месяц. Лишь 7 % респондентов ответили, что приобретают менее 5 литров питьевой воды в месяц или вообще не покупают воду.   Почти половина респондентов употребляет покупную бутилированную воду. 40% опрошенных предпочитают кипячёную воду “из-под крана” или используют фильтры для очистки воды. А 15% предпочитают пить воду из родника или из колодца.

Подавляющее большинство опрошенных (82%) приобретают питьевую и минеральную воду в ПЭТ-таре. 11% покупают воду в стеклянных бутылках. Для 7% тара не имеет значения.    По нашим исследованиям более 40 % проголосовавших регулярно заказывают питьевую воду домой (в офис), а около 20% выбирают фирму, у которой они могли бы заказать воду.

Треть из опрошенных при выборе воды смотрят в первую очередь на торговую марку. Цена имеет значение для 25% опрошенных. Остальные (10%) не имеют определённого критерия при выборе воды.

По нашим исследованиям цена питьевой воды  имеет значение для 41% опрошенных,  ещё 20% обращают внимание на производителя (торговую марку) и место производства воды;  а 14 % заказывают воду из-за ее вкуса;  10 % респондентов выбирают воду по составу;  по 6 % проголосовавших выбирают ту или иную воду из-за удобной упаковки или объема бутыли; а также по советам знакомых или продавца (рекламы); и только 3 % обращают внимание на внешний вид.

 

Обзор рынка питьевой воды в Республике Татарстан.

Республика Татарстан обладает значительными водными ресурсами, главными водными артериями на территории Республики Татарстан являются реки Волга, Кама, Белая и Вятка, а также водохранилища – Куйбышевское и Нижнекамское.

Потенциальные ресурсы пресных подземных вод в Республике Татарстан составляют 5460 тыс. куб. метров в сутки. На одного жителя республики приходится около 1,5 куб. метра в сутки пресной подземной воды. Учитывая, что текущая потребность населения республики в воде питьевого качества составляет примерно 1800 тыс. куб. метров в сутки, то население республики полностью обеспечено ресурсами подземных вод.

В качестве источников водоснабжения населенных пунктов в республике в основном используются подземные водоносные горизонты, которые на преобладающей территории являются единственным источником водоснабжения. При этом доля подземных вод в общем объеме потребления составляет 20%, остальные 80% приходятся на поверхностные источники.

Водные ресурсы распределены по территории неравномерно,сверхвысокие уровни наблюдаются на территории г.Казани и Алексеевского района, наиболее бедны водными ресурсами районы юга и юго-востока республики.

На сегодняшний день на территории Татарстана имеется около 34 цехов по производству и розливу воды, расфасованной в ёмкости, к сожалению,  их количество несколько снизилось за последние 7-10лет  (для сравнения в 2005 году  функционировало более 40 цехов). Наиболее крупными предприятиями-производителями питьевой воды, расфасованной в емкости, в Республике Татарстан являются ООО «Перспектива» («Раифский источник», «Туган як»), ООО «ТПФ «Изыскатель» («Мензелинская»), ООО «Хотня» («Хотнинская»), ООО «Агропак-Татарстан» («Шифа су»).

Распределение предприятий по розливу бутилированной воды в РТ по мощности

image002

В Республике Татарстан получило распространение также использование минеральной воды, разведано 21 месторождение минеральных вод. Ресурсный потенциал минеральных подземных вод оценивается в 20 тыс. м³/сут.  Наиболее известные месторождения: Бакировское (санаторий «Бакирово», Лениногорский район); Прикамское (санаторий «Жемчужина», Тукаевский район), Ижминводское (санаторий «Ижминводы», Менделеевский район).

Стремление к здоровому образу жизни привело к тому, что всё большее число людей предпочитают употреблять питьевую воду, разлитую в бутылки.

Специалистами Госалкогольинспекции Республики Татарстан в рамках подготовки к потребительской дегустации питьевой воды был проведён мониторинг представленности ассортимента бутилированной воды в торговых организациях республики, а также анкетирование населения на предмет выявления потребительских предпочтений  по питьевой воде, расфасованной в емкости, в том числе минеральной воде. По результатам этого мониторинга установлено, что на прилавках республиканских магазинов представлено более 80 наименований питьевой бутилированной воды.

Ценовой сегмент воды, представленной в розничной продаже, разнообразен: от 6,30 («Малаховская» т.м.АРО) до 97,80 («Боржоми») руб. за 1л.

Розничная цена за литр  отдельных наименований питьевой (минеральной) воды в  рублях

image004 

Согласно данным проведенного мониторинга по питьевой бутилированной воде большинство жителей республики потребляют в среднем от 10 до 15 литров покупной бутилированной воды в месяц, а четверть всех опрошенных потребляют от 15 до 20 литров такой воды в месяц. Лишь 7 % респондентов ответили, что приобретают менее 5 литров питьевой воды в месяц или вообще не покупают воду.

Потребление питьевой бутилированной воды в месяц по РТ (в литрах)

image006

Почти половина опрошенных респондентов употребляет покупную бутилированную воду,  40% опрошенных предпочитают кипячёную воду “из-под крана” или используют бытовые фильтры для очистки воды, а 15% предпочитают пить воду из родника или из колодца.

Предпочтение по видам воды

image008

Подавляющее большинство опрошенных (82%) приобретают питьевую и минеральную воду в ПЭТ-таре. 11% покупают воду в стеклянных бутылках. Для 7% тара не имеет значения.

Предпочтение по упаковке при приобретении воды

image010

По объёму тары, в которой потребители приобретают воду, голоса распределились следующим образом: большинство опрошенных приобретает воду в бутылях объёмом 19-20 литров и в бутылках 1,5 – 2 литра, почти 11 % респондентов пьют воду из 0,5 литровых бутылок, 10 % опрошенных высказали своё предпочтение литровым и 5 литровым бутылкам с водой.

Предпочтение потребителей по объему тары  при покупке воды

image012

Следует отметить, что в нашей республике имеются все необходимые условия для развития рынка минеральной и питьевой воды. Как показали результаты лабораторных исследований, бутилированная вода производства Республики Татарстан  (10-11 руб. за л) и аналогичная продукция производства Франции  (62-91 руб. за л) практически мало чем отличаются по составу, а по содержанию отдельных полезных макро- и микроэлементов местные образцы даже превосходят своих иностранных конкурентов, несмотря на существенную разницу в цене.  Хочется надеяться, что в связи с большим потенциалом природных водных ресурсов в республике и ростом спроса населения на чистую воду местные  производители  займут достойное место на рынке минеральной и питьевой воды.

Госалкогольинспекция Республики Татарстан,

г Казань, июль 2014 года.

Дегустация бутилированной питьевой воды
0 votes, 0.00 avg. rating (0% score)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *